Воздушной паутины ткани
Небо заволакивалось белыми рыхлыми облаками – небольшой промежуток друг от друга
Едва слышная, дремотная болтовня – слабый сон-разговор
Лукаво – хитро
Приютились – устроились жить в тихом месте.
Ход урока:
1. Сообщение темы урока
2. Проверка домашнего задания
1) Кратко перескажите текст от имени Вани (Рахманин А.)
2) Что для себя вы нашли необычного в сюжете (содержании) рассказа К. Паустовского «Подарок»?
3) Выборочное чтение.
А) Найдите в рассказе К. Паустовского «Подарок» строки о приближении осени, с чем он сравнивает это время года.
Покажите при чтении, что особенно трогает наше воображение. «Каждый раз…» стр. 26, 1 абзац.
Как называет К. Паустовский это время года?
Б) Прочитайте, что происходило в лесу, когда в нем поселилась очень?
Покажите чтением, как эти изменения в природе волнуют вас.
В) Какие выражения автора показались вам наиболее интересными («поселилась очень», «листья оставались зелеными и живыми», «горели темным пурпуром»…)
Г) Найдите и прочитайте строки из рассказа, в которых показаны изменения в природе после первых заморозков.
Паустовский говорит о заморозке. Как о чем-то живом. Найдите эти выражения, зачитайте.
Д) Как отражен момент листопада в рассказе? Покажите при чтении паузами, темпом чтения, что вас это удивляет, настораживает.
Е) Что произошло с березой?
Есть законы природы. Всему свое время. В этом мы убедились на примере рассказа «Подарок».
3. Новый материал
Учитель: В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни кажется, что земля начинает светиться. Вы замечали, наверное: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца…а это теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во сто крат умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Замечаешь зимний холод лесной речушки, огонь рябин, серебристые ниточки паутины. Что ни шаг – новые краски. В такой день особенно остро чувствуешь, что живешь, что ты частица этой земли.
Какое время года отражено в моих словах? Как это время еще называют? – «Золотая осень».
Сегодня я познакомлю вас со стихотворениями Е. Баратынского «Осень», И. Бунина «Листопад», И. Тургенева «Осенний день в березовой роще».
Работа со словарем.
4. А сейчас послушайте стихотворение Е. Баратынского «Осень» (Учитель читает стихотворение)
1) Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к выразительному чтению, соблюдая паузы, логическое ударение, темп.
2) Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Как понимаете выражение «и вечер года к нам приходит»?
Ученики: Автор представляет время года в виде суток. А вечер всегда заставляет человека подвести итог прожитого дня.
Учитель: Это стихотворение поражает красотой художественного слова.
5. А сейчас послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад» (Учитель читает стихотворение)
1) Чтение про себя
2) Чем поражает поэта лес (красотой, нарядностью, сказочностью, волшебством…)
Подтвердите восхищение автора чтением строк из стихотворения.
Покажите чтением, что вас как и поэта волнует красота леса.
Ученики: «Лес, точно терем расписной…»
3) Перечитайте описание леса, данное поэтом «Березы желтою резьбой…»
4) Как выдумаете, почему поэт сравнивает лес с расписным теремом.
И действительно, чудесное, очень русское, сказочное слово «Терем» дает нам возможность восхищаться нарядностью, световоздушностью наступившей осени.
5) Какие звуки и запахи наполняют осенний лес? Найдите эти строки в стихотворении и покажите это выразительным чтением. «Сегодня целый день играет…»
6) Подумайте, какое настроение рождает у поэта вид осеннего леса? Подтвердите это чтение соответствующих отрывков. (Чувство радости, восхищения и тоски…) Чтение отрывков ученикам.
Учитель: «Лес лиловый, золотой, багряный…» вызывает желание насладиться этой красотой. Ведь любой праздник так недолговечен. Перед вами иллюстрация, на которой изображены краски осеннего леса. Соотнесите строки стихотворения И. Бунина «Листопад» к этой зарисовке (отвечают ученики).
6. Ребята, вы познакомились со стихотворениями великих русских поэтов, которые воспевают красоту русской природы периода «Золотой осени». А вот как писать И. Тургенев описывает один из осенних дней в березовой роще. Откройте учебник на стр. 23 – чтение статьи.
1) Что увидел писатель в березовой роще? Прочитайте, как он описывает погоду, листву, небо…
2) Что говорит И. Тургенев о шуме листвы весной, летом, ранней и поздней осени
3) Каковы краски и звуки осени, найдите эти строки в тексте и прочитайте.
7. Не только поэты и писатели отражали признаки природы осенней поры. Вот как выразил это время года великий русский художник И. Левитан. Перед вами репродукция картины «Золотая осень».
Активизация умственной деятельности учащихся в
процессе обучения
Разрабатывая теоретические основы обучения, К.Д. Ушинский много внимания уделяя активизации и развитию всех процессов познавательной деятельности учащихся и прежде всего высшей ее формы - мышления. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что без активной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения ...
Знания, умения, навыки и привычки в деятельности личности
Начальной формой знаний человека о мире служат образы ощущений и восприятий. Результатом дальнейшей переработки этих образов в сознании является образование представлений и понятий. Представления и понятия обусловливают организацию и руководство всей практической деятельностью личности. Знания не б ...
Организация проектной деятельности на примере
проекта «Строительство дачи»
Проектную деятельность можно осуществлять как в урочное время, так и во внеурочное. Сложность для реализации во время уроков составляют темы с большим информационным объемом, поскольку ученику освоить весь материал за один учебный час будет довольно затруднительно, здесь возможен вариант спаренных ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.