Как прекрасна осень и как быстро угасает незабываемый осенний костер.
К окончанию опытно-экспериментальной работы мы провели повторное диагностирование. Было очень интересно узнать, насколько задания способствовали развитию литературного творчества. Результаты удовлетворили.
Обратимся к фрагментам уроков.
Тема:
Русская народная сказка «Каша из топора»
– Ребята, все вы, конечно, слышали веселую русскую сказку «Каша из топора». Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке и скажите, действительно ли солдат варит кашу из топора? (Нет, он варит кашу из настоящих продуктов).
– Для чего ему понадобился топор? (Для того, чтобы выманить у старухи продукты).
– Можно ли сказать по этой придумке, что он находчивый человек? (Да, потому что он нашел прекрасный выход из положения, в котором оказался).
– Находчивость – это черта характера человека, применительно же к привлекательному поведению употребляется слово артистизм.
– Посмотрите еще раз на солдата и скажите, можно ли назвать его поведение артистичным? (Да, он, как артист, разыгрывает, что его варево действительно вкусное. Это выражает его лицо с прикрытыми глазами: солдат переживает удовольствие).
– Давайте снова убедимся в том, что солдат действительно находчив и артистичен. Прочитаем сказку и попытаемся за его словами и поступками увидеть и почувствовать это. И еще: на доске написан вопрос (открывается запись: В сказке солдат трижды пробует кашу. О каком пробованье (первом, втором или третьем) рассказывает иллюстрация? Обоснуйте свой ответ), внимательно прочитайте его и начните читать сказку.
После чтения и перечитывания.
– Ребята, смотрите как сложены пальцы левой руки солдата. Попробуйте также сложить свои пальцы. А теперь скажите, когда мы это делаем? (Когда показываем, или говорим о чем-то маленьком, чего совсем чуть-чуть).
– А теперь скажите, когда солдату нужно было показывать это чуть-чуть (Когда в третий раз пробует кашу, потому что ему не хватает чуточку масла)?
Далее следует перечитывание этого фрагмента и обобщение:
– Видите, как точно художник показал нам самое главное событие сказки. Действительно, солдат в этой сцене артист. Это помогло ему получить от старухи масло, без которого бы каша не оказалась бы доброй. Но показать артистичность и находчивость солдата можно не только по краскам, а и поведением. давайте попробуем инсценировать эту сказку. (Для этого для каждого ряда выбираются с учетом желания по 2 представителя, которым предстоит исполнить роли старухи и солдата. Они по очереди представляют ситуацию, при чем первые 2 опыта идут в сопровождении авторских слов, последний же – только в репликах и действиях исполнителей). Такая работа происходит с большим эмоциональным подъемом, поэтому и актеры и зрители получают огромное удовольствие.
Мы снова предложили детям те задания, которые использовали в начале экспериментальной работы. Если до начала эксперимента лишь 55% учащихся смогли ответить на предложенные им вопросы и продолжить рассказ более или менее хорошо, то к концу эксперимента 65–70% учащихся сумели достаточно оригинально и интересно придумать продолжение рассказа. Несколько ребят даже сочинили стихотворения.
Вот что сочинили дети по стихотворению Берестова «Путешественники». Даю две строчки (запись на доске) Горецкий.
Возьмем с собой сушеных груш
И двинемся в лесную глушь…
Евсеева Марина
Одни в далекий путь пойдем
Грибы мы тут найдем.
Быстрова Настя
А дальше мы цветы нарвем
И их мы маме принесем.
Бусыгин Ваня
Мама их поставит в вазу
И составит фразу:
«Я довольна вами,
Вами и цветами».
Даю еще строки:
Синицы, галки, воробьи
Тихони и задиры.
Бусыгин Ваня
Стучатся дружно по утрам
В окно моей квартиры.
Даю стихотворение А. Барто:
Весна, весна на улице
Весенние деньки
Лукьянова Надя
И мы с сестрой на улице
Гуляем у реки
Царакова Оля
А летом мы пойдем
Купаться с ней вдвоем.
Быстрова Настя
Вдвоем нам будет весело
Мы песенки споем
Стихи мы там расскажем
Загадки отгадаем
И в прятки поиграем у берега реки.
Индивидуальное стихотворчество
Весна
Качаются качели
Капают капели
Птицы прилетели
Бегут веселые ручьи
Кричат, волнуются грачи,
Сменили шубки белки,
И все – весны проделки.
(Настя Быстрова)
Вот подснежник расцветает
На поляне у ручья
Птицы весело летают,
Радуются, что пришла весна.
(Паша Миронов)
Ручеек, ручеек
Ты куда спешишь, дружок,
Я теку, теку к весне
По родной матушке – земле!
(Катя Артемьева)
Весна
Пришла весна – красна
Нам нравится она
Солнышко пригреет
Скоро потеплеет.
(Ваня Бусыгин)
Гриб
Крепкий беленький грибок
Сдвинул шляпку на бочок,
Напружинил ножку
И…попал в лукошко.
(Лена Волочаева)
Щенок
У нас щенок Снежок
Белый, как пушок
Он такой красивый был
Характеристика знаний о безопасности жизнедеятельности у детей
старшего дошкольного возраста
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. ООН называет эту проблему одной из приоритетных в научных исследованиях, а тема «Риск, наука, обучение на школьном уровне» Советом Европы предложена в качестве головной для разработки в странах Европы. В Российской Федерации ...
Возрастные особенности памяти младших школьников
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Как уже указывалось, суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной. Преобразование мнемичес ...
История изучения вопроса
Нравственно-этическим влиянием Библии на формирование духовного развития личности учёные интересовались с давних пор. Каждый из них определял и формулировал их по-своему, видел свои, неповторимые особенности, попытка осветить которые будет представлена ниже. В качестве наблюдений я взяла таких фило ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.