Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения

Литературное творчество младших школьников на уроках чтения

Стремление к творчеству характерно для школы наших дней, хотя оно, несомненно, не имеет узко местного характера, и в той или иной мере присуще всем людям. Но школа – это все же мир надежд и радости, где есть почва для развития литературного творчества и творческой деятельности младших школьников.

Задача современной школы – формирование разносторонней развитой личности, развитие индивидуальных способностей ребенка. Без приоритета школьного развития абсолютно невозможен процесс в сфере образования, воспитания личности, ее гуманизации, индивидуализации.

Одним из средств развития как личности, так и литературного творчества является литература для детей (стихи, проза, рассказ, загадки, басни, сказки). Книга – многообразный разнообразный для воспитания, образования объект; об особенностях которого ребенок младшего школьного возраста без специального обучения почти не осведомлен. Именно книга есть источник всего умного, доброго, красивого, что есть на земле, именно литература способна проникнуть в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств, она создает определенные незаменимые ценности. Именно литература – это среда, растящая и питающая литературное творчество личности.

Характер и сила влияния произведений на людей зависит не только от идейных художественных качеств самого произведения, но и от особенностей читателя.

Развитие литературных творческих возможностей является одной из важных задач образования в целом и начального в частности. Ведь процесс воображения пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению. По проблеме развития воображения в творчестве младших школьников работали психологи и педагоги: Л.С. Выготский, Р.В. Овчарова, В.А. Скоробогатова, Л.И. Коновалова, М.Г. Львов, Т.А. Ладыженская, М.С. Соловейчик, В.А. Левин, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова и мн. др.

Активизировать творчество младших школьников можно практически на любом уроке: на математике, музыке, рисовании, природоведении и др. Мы же остановимся на уроках чтения. Именно они, на наш взгляд, способствуют формированию творческих задатков. Большой вклад в решение проблемы внесли и вносят такие ученые, как М.О. Львов, Л.Ф. Климанова, Т.А. Ладыженская, В.А. Левин, Г.Н. Кудин, В.Г. Горецкий. Эти методисты большое внимание уделяют развитию детского литературного творчества и на его основе активизации таких познавательных интересов, как воображение, восприятие и другие.

Интересна с этой точки зрения организация работы с текстами и активизация развития младших школьников по системе Г.Н. Куйдиной и З.Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла». Авторы этой программы вслед за Выготским Л.С. считают, что «Детское литературное творчество и художественное творчество нужно, прежде всего, самому ребенку для развития его воображения, эмоционально эстетической сферы, овладение речью». Эту же проблему рассматривают в своей программе «Литературное чтение» В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова. Программа содержит блок «обогащение и развитие творческой деятельности, опыта, направленного эмоционально-чувственного отношения к действительности». Авторы этой программы нацеливают на формирование умения «выразить в слове свои впечатления, свое видение предмета, состояние природы и человека и, наконец, предлагаются творческие задания для учащихся «способность учащихся полноценно воспринимать произведение на основе целенаправленной деятельности».

Творческая работа над произведениями будет только тогда воспринято и усвоено, когда при этом будет задействовано воображение. Младший школьный возраст – это самая благородная почва для посева. Чем раньше мы научим юного читателя глубоко чувствовать, образно мыслить, живо и непосредственно откликаться на все, что происходит вокруг, тем богаче, интереснее станут в дальнейшем его произведения. По мнению учителей, без эмоционального сопереживания не мыслим сколь ни будь успешный урок чтения. Поэтому в качестве исследования я выбрала следующую проблему:

как методически грамотно организовывают работу над литературным творчеством младших школьников.

Объект исследования

: учебный процесс на уроках чтения и литературном чтении.

Предмет исследования

: анализ работы над творчеством детей.

Цель исследования

: выявить возможные пути совершенствования над литературным творчеством младших школьников на уроках литературного чтения и чтения, с учетом активизации воображения младших школьников.

Опираясь на цели исследования, можно определить следующие задачи

:

1. Изучение литературы, методических рекомендаций, связанных с литературным творчеством и деятельностью школьников;

2. Изучение особенностей воображения младшего школьного возраста;

3. Проведение опытно-экспериментальной части исследования по совершенствованию работы над произведениями младших школьников;

4. Вычленение системы заданий, направленных на развитие литературного творчества, улучшению восприятия произведений.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

– анализ методической литературы по проблеме;

– анализ и обобщение педагогического опыта;

– целенаправленное наблюдение над процессом обучения учащихся;

– проведение уроков, диагностика учащихся поданной проблеме.

Вычленив объект исследования, предмет исследования, цель исследования, определив задачи по проблеме исследования, мы можем вывести гипотезу.

Гипотеза:

Если использовать все разнообразие имеющихся методов и приемов, направленных на развитие литературного творчества и активизацию воображения младшего школьника на уроках творчества, и заниматься этим в системе, то можно добиться более глубокого восприятия детьми произведений, а также повысить уровень общего и эстетического развития школьника и развития творческих способностей.

Похожие публикации:

Обобщение опыта учителей по развитию способностей
Эффективность работы школы в настоящее время определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика. Активизация творческой познавательной деятельности учащихся зависит в большей степени от методов обучения, которые использует учит ...

Обобщающее повторение как средство реализации внутрипредметных связей
В педагогической литературе существуют различные классификации видов повторения. По временному признаку в начале учебного года, в различное время года, после изучения отдельных тем, разделов учебного материала; в конце учебного года всего курса. По основной дидактической цели: опорное; первично зак ...

Необходимость модернизации образования в России и её основные аспекты
За последние десятилетия в жизни страны произошли большие изменения: укореняется новый социальный строй, в основе экономики лежат своеобразные рыночные отношения, в результате чего появились новые профессии, да и к старым предъявляются новые требования. Например, во многих областях деятельности тре ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru