Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Страница 1

Как показывает анализ программ и учебников, в начальных классах дети знакомятся с жанрами эпического и литературного характера. Также дети получают представления и о драме.

Жанр – складывающийся тип литературного произведения (устное народное творчество – пестушки, сказки, частушки, потешки, поговорки, пословицы, баллады; стихи; басни; рассказы; поэмы); в теоретическом понятие о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще.

Жанровый диапазон хрестоматий для чтения необыкновенно широк. Проанализировав, мы пришли к выводу, что дети знакомятся на уроке с жанрами: потешки, прибаутки, небылицы, перевертыши, считалки, загадки, пословицы, русские народные песни, докучные сказки, частушки, колыбельные песни, заклички, приговорки, дразнилки, скороговорки, страшилки; мифы, легенды, сказки, былины, баллады, предания; рассказ, загадки, стихотворения.

Курс литературного чтения в начальных классах преследует решение основных задач:

– развивать у детей способность полноценно воспринимать произведения, эмоционально откликаться на прочитанное;

– учить детей чувствовать и понимать произведения, развивать образное мышление учащихся, их творческих способностей;

– формировать умение воссоздавать образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся;

– развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;

– развивать интерес к литературному, создателям произведений словесного искусства;

– расширять кругозор детей через чтение определенного круга произведения различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.

Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученья в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться.

Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм .

Примета – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи:

1) Вода с гор потекла – весну принесла.

2) Май, май, да шубу не снимай.

3) Много снега – много хлеба.

Колыбельные песни – подлинное чудо народной поэзии. Главное назначение – успокаивать младенца, навевать ему сон. Много повторов и звукоподражательных слов. Содержание песен связано с окружением младенца. Самый популярный персонаж Кот-Баюн – символ дома, уюта, покоя.

Уж ты, котенька-коток,

Котик – серенький лобок,

Ты приди к нам ночевать,

Нашу доченьку качать.

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу.

Дам кувшин молока

И кусок пирога.

Пестушки – короткие рифмованные стишки, приговорки, сопровождающие ласковым поглаживанием тельца ребенка, разведением ручек, ножек.

Моли, молюшки, моли,

Прилетели к нам гули.

Гули, гулюшки

Сели к люлишке.

Они стали ворковать,

Мою дитятку качать….

Потешки – забавные песенки, сопровождающие игры с ребенком («Сорока-белобока»; «Коза-рогатая»).

К концу колыбельного периода у ребенка возрастает потребность в игре, забаве и здесь незаменимы прибаутки.

Прибаутки – более сложный вид словесного творчества, здесь объединяются и песенка и маленькая сказка, скороговорка, игра. Прибаутки развивают фантазию, чувство юмора малыша.

Шла торговка мимо рынка,

Спотыкнулась о корзинку,

И упала в яму. Бух!

Раздавила 40 мух!

Считалка – самый распространенный жанр детского фольклора, активно бытующий ныне как в сельской, так и в городской среде. Это тоже рифмованное стихотворение, но больше по размерам, чем жеребьевка. В основу положен счет. Еще есть считалки-замены. В них нет заумных или счетных слов, но просматривается некая забавная сценка-картинка.

Бегал заяц по болоту,

Он искал себе работу,

Да работы не нашел,

Сам заплакал и пошел.

Традиционно большинство программ по литературному чтению включает в себя произведения устного народного творчества как русские, так и переводные – они могут стать тренировочным материалом.

1. Работа с загадкой

Смысл чтения загадок в начальных классах не только в том, чтобы приобщить учащихся к своеобразной красоте малых форм поэзии, но и прежде всего в том, чтобы увлечь их умением видеть за краткой иносказательной формулой четкое изображение того предмета или явления, о котором думал автор, создавал загадку, например:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие публикации:

Требования к преподаванию истории в шестом классе и типы уроков
Основной формой организации учебно-воспитательной работы по истории в школе является урок. На уроке проводится разнообразная работа учителя по обучению, воспитанию и развитию познавательных способностей, умений и навыков учащихся. Каждый урок это звено единой цепи (системы) уроков по теме и курсу и ...

Обзор учебников по алгебре и началам математического анализа для 10-11 классов, содержащих тему «Комплексные числа»
Существует небольшое количество авторов, включающих тему «Комплексные числа» в свои учебники для средних общеобразовательных учреждений. В учебнике для математических классов Н.Я.Виленкина, О.С.Ивашева-Мусатова, С.И.Шварцбурда «Алгебра и начала математического анализа», тема «Комплексные числа» вво ...

Особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту относятся дети с 5 лет и до 7 лет — 7 лет. В этом периоде детства продолжается заметный рост тела ребенка в длину. В среднем рост семилетних детей равен примерно 113—115 см. За два года — с 5 до 7 лет — ребенок вырастает на 15 см. Средний вес 6—7-летнего ребенка раве ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru