Как показывает анализ программ и учебников, в начальных классах дети знакомятся с жанрами эпического и литературного характера. Также дети получают представления и о драме.
Жанр – складывающийся тип литературного произведения (устное народное творчество – пестушки, сказки, частушки, потешки, поговорки, пословицы, баллады; стихи; басни; рассказы; поэмы); в теоретическом понятие о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой литературы вообще.
Жанровый диапазон хрестоматий для чтения необыкновенно широк. Проанализировав, мы пришли к выводу, что дети знакомятся на уроке с жанрами: потешки, прибаутки, небылицы, перевертыши, считалки, загадки, пословицы, русские народные песни, докучные сказки, частушки, колыбельные песни, заклички, приговорки, дразнилки, скороговорки, страшилки; мифы, легенды, сказки, былины, баллады, предания; рассказ, загадки, стихотворения.
Курс литературного чтения в начальных классах преследует решение основных задач:
– развивать у детей способность полноценно воспринимать произведения, эмоционально откликаться на прочитанное;
– учить детей чувствовать и понимать произведения, развивать образное мышление учащихся, их творческих способностей;
– формировать умение воссоздавать образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся;
– развивать поэтический слух детей, воспитывать художественный вкус;
– развивать интерес к литературному, создателям произведений словесного искусства;
– расширять кругозор детей через чтение определенного круга произведения различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащающих нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка.
Поговорка – складная, короткая речь, ходячая в народе, но не составляющая полной пословицы: поученья в принятых, ходячих выражениях; условный оборот речи, обычный способ выражаться.
Пословица – краткое народное изречение с назидательным смыслом; народный афоризм .
Примета – краткое изречение, поученье, более в виде притчи, иносказанья или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или простой оборот речи:
1) Вода с гор потекла – весну принесла.
2) Май, май, да шубу не снимай.
3) Много снега – много хлеба.
Колыбельные песни – подлинное чудо народной поэзии. Главное назначение – успокаивать младенца, навевать ему сон. Много повторов и звукоподражательных слов. Содержание песен связано с окружением младенца. Самый популярный персонаж Кот-Баюн – символ дома, уюта, покоя.
Уж ты, котенька-коток,
Котик – серенький лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Нашу доченьку качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу.
Дам кувшин молока
И кусок пирога.
Пестушки – короткие рифмованные стишки, приговорки, сопровождающие ласковым поглаживанием тельца ребенка, разведением ручек, ножек.
Моли, молюшки, моли,
Прилетели к нам гули.
Гули, гулюшки
Сели к люлишке.
Они стали ворковать,
Мою дитятку качать….
Потешки – забавные песенки, сопровождающие игры с ребенком («Сорока-белобока»; «Коза-рогатая»).
К концу колыбельного периода у ребенка возрастает потребность в игре, забаве и здесь незаменимы прибаутки.
Прибаутки – более сложный вид словесного творчества, здесь объединяются и песенка и маленькая сказка, скороговорка, игра. Прибаутки развивают фантазию, чувство юмора малыша.
Шла торговка мимо рынка,
Спотыкнулась о корзинку,
И упала в яму. Бух!
Раздавила 40 мух!
Считалка – самый распространенный жанр детского фольклора, активно бытующий ныне как в сельской, так и в городской среде. Это тоже рифмованное стихотворение, но больше по размерам, чем жеребьевка. В основу положен счет. Еще есть считалки-замены. В них нет заумных или счетных слов, но просматривается некая забавная сценка-картинка.
Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.
Традиционно большинство программ по литературному чтению включает в себя произведения устного народного творчества как русские, так и переводные – они могут стать тренировочным материалом.
1. Работа с загадкой
Смысл чтения загадок в начальных классах не только в том, чтобы приобщить учащихся к своеобразной красоте малых форм поэзии, но и прежде всего в том, чтобы увлечь их умением видеть за краткой иносказательной формулой четкое изображение того предмета или явления, о котором думал автор, создавал загадку, например:
Система использования тестов в школьном обучении истории
При составлении тестов учитывается требование стандарта к уровню подготовки учащихся основной школы. Во внимание принимались возрастающая сложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастные особенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоить довол ...
Централизованное тестирование по истории
С 2001 года в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры – так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ станет е ...
Внедрение
проектной деятельности в процесс обучения математики в 9-ом классе
На основе анализа педагогической и методической литературы, опыта преподавания математики в школе нами разработана структура проектной деятельности при изучении математики в 9 классе. ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.