Педагогика » Литературное творчество младших школьников на уроках чтения » Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Жанровый диапазон литературных хрестоматий начальной школы

Страница 6

У ворот пляшет кот.

Кот с ушами и с часами.

Веселится народ –

Пляшет кот у ворот! Вот.

Учитель спрашивает у Леры:

– Но почему у тебя кот с часами? Так ведь не бывает.

– Но почему же? А я так вижу.

Ребята, пишущие стихи, постоянно нуждаются в оценке своих поэтических опытов.

Восхититься красивыми, изящными стихами – и приятно, и нетрудно. Но красивые стихи – редкость. Чаще всего первичную «продукцию» ребят и стихами не назовешь.

«Первые пришедшиеся на ум рифмованные строчки еще не стихи». Но не так-то просто младшего школьника убедить в том, что одну и ту же строчку нужно терпеливо, изо дня в день переделывать вновь и вновь, что важен не только ритм, но и содержание.

Как-то Влад М. принес стихи. Название сразу же заинтересовало учителя – «Первоцвет».

Первоцвет весенний –

Белые цветы.

Он развесил перед нами

Душистые плоды.

Но срывать его не надо,

Очень он красив,

Их в природе станет мало,

А цветок так мил.

Типичная стихотворная хромоножка – и стихотворный размер нарушен, и рифма еле проклевывается, да и содержание не везде выдерживает критику (цветы – плоды?), последняя строка совсем не детская (А цветок так мил)…

Учитель просит нарисовать устно картину – как видится автору цветок, все, что его окружает. Идем в парк, смотрим на то, как пробиваются сквозь толщину земли травинки. Ощущаем краски, запахи весны. Обращаю внимание на смысловые шероховатости текста.

На следующий день вместе читают вторую редакцию «Первоцвета»:

Первоцвет весенний –

Беленький цветок.

Потянулся к солнцу

Нежный лепесток.

Будь же осторожен,

Не сорви его,

Мягкого, душистого

Друга моего.

Сочинение стихов, как и всякая творческая работа – это огромный, самостоятельный, инициативный труд.

Если спросить у студийцев: «Почему ты сочиняешь стихи? Тебя заставляют это делать или ты сочиняешь сам, по своему желанию? Если «да», то откуда берется это желание?»

Самым сильным стимулом к занятиям литературным творчеством у ребят является сама жизнь, и надо добиваться того, чтобы впечатления от жизни были у них ярки и самобытны, пробуждали бы внутреннюю потребность писать.

Личные переживания тоже могут быть не только темой, но и стимулом, побуждающим школьников к поэтическому творчеству. Дети объясняют: «Писать стихи очень интересно», «Сочиняю стихи потому, что мне нравится это делать…» Отсюда произрастают более сложные мотивы – удовольствие от самой технологии поэтической деятельности: «Сочиняю стихи потому, что мне хочется вникать в текст, находить рифмы, исправлять размер…»

Когда рассказываешь о работе над литературным творчеством от учителей обычно слышишь их сетования на отсутствие специальной методической литературы всегда не хватает. Но что касается развития литературного творчества младших школьников, то здесь имеется идеальный образец.

Выпило Солнышко росинки,

Умылись серебряные паутинки,

Улыбнулись пурпурные бусинки.

Это только один эпизод из практики В.А. Сухомлинского. А сколько их рассыпано по страницам его сочинения! Все это – научно-методический арсенал, не овладев которым нельзя думать о том, чтобы дети, у которых пробуждается творчество, признали и тебя своим Учителем.

Чтобы писать стихи, нужен талант, нужны высокая культура и горячее чувство. Но можно научиться рифмовать, рассчитывать размер строки…

В стихах легко уловить рифму на конце строк. В них всегда есть ритм, позволяющий читать стихи размеренно, плавно, ритмично.

Стихи всегда образны, в них бывает намек на что-то таинственное, в них много чувства, передаются настроения автора-поэта. Эти маленькие победы окрыляют как маленьких поэтов, так и учителей, и многие решают продолжать начатую работу. Многие учителя, уже с первых дней начинают учить детей писать стихи. Сначала это были робкие, не совсем красивые пары строчек в рифму, первую из которых дают, а вторую нужно было сочинить детям.

Выпал беленький снежок.

Я пойду кататься на каток. (С. Бочкарев, 1 «А» класс)

Работа постепенно усложняется: раньше давали только первую строчку, но детей просят написать уже четверостишие.

Сеня ехал на метле,

Саша, Паша на коне.

И, споткнувшись на бугре

Оказались на траве. (Е. Пиндюрин, 1 «А» класс)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Похожие публикации:

Основные правила подготовки материалов для тестового контроля
При подготовке материалов для тестового контроля необходимо придерживаться таких основных правил: 1. Нельзя включать ответы, неправильность которых на момент тестирования не может быть обоснована учащимися. 2. Неправильные ответы должны конструироваться на основе типичных ошибок и должны быть правд ...

Научно-методические основы развития навыков письма у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте формируются предпосылки навыка письма, которые включают: развитие мелкой моторики руки, способность ориентироваться на листе бумаги, умение копировать элементы графических изображений, в том числе буквы, цифры. Эти предпосылки позволят ребенку успешно реализовать навык письма ...

Понятие адаптации и дезадаптации
Адаптированность можно определить как уровень приспособления человека, который проявляется через его социальный статус и самоощущение, удовлетворенность ил неудовлетворенность собой и своей жизнью. Человек может быть гармоничен и адаптирован, либо дисгармоничен и дезадаптирован. Как указывают иссле ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru