В настоящее время профессионализм педагога учёные рассматривают как систему, состоящую из двух взаимосвязанных подсистем — профессионализма личности (личностный аспект) и профессионализма деятельности (функциональный аспект).
Функциональный аспект профессионализма отражает сложность социальных функций и их социальную значимость. По мнению А.А. Деркача, профессионализм деятельности - это качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных умений и навыков (в том числе и основанных на творческих решениях), владение алгоритмами и способами решения профессиональных задач с высокой и стабильной продуктивностью.
Функциональный, или деятельностный, аспект профессионализма педагога, по его мнению, раскрывает степень продуктивности его деятельности и создает ориентацию на повышение должностного или профессионального уровня в ходе его переподготовки в системе дополнительного профессионального образования.
С точки зрения улучшения результатов профессиональной деятельности педагога особую значимость, на наш взгляд, приобретает проблема обеспечения условий развития профессионализма. Гонеев А.Д. считает, что к ним относятся социально-педагогические, психологические, экономические, организационные, информационные, материально-технические и социально-бытовые условия.
Социально-педагогические условия обуславливают мотивацию и стимулы профессионального развития. В качестве стимулов могут выступать блага и преимущества, предоставляемые при занятии более высокогодолжностного уровня (повышение заработной платы, конкурентоспособность, социальная защита). К психологическим стимулам Гонеев А.Д. относит побуждения, связанные с осуществлением деятельности (это может быть внутренняя потребность работать с молодёжью, основанная на осознании своих способностей, характера, призвания). Функционально-ролевые стимулы, по его мнению, включают: содержание труда, профессиональный уровень коллег, уровень интеллектуального развития учащихся, динамику собственных результатов труда, оценку результатов труда коллегами, учащимися и родителями .
Как известно, профессионализм характеризуется высокой продуктивностью или эффективностью деятельности. Высокопродуктивной Гонеев А.Д. и другие считают деятельность, отличающуюся высокой степенью качества по основным показателям (производительности, оптимальной интенсивности и напряжённости, точности и надёжности, организованности, стабильности и опосредованности), сохраняющая здоровье специалиста, развивающая его как личность и преследующая положительные, социально-значимые цели.
Малопродуктивной, по мнению Пашкова А.Г., считается деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности и если в ней не выражено стремление к достижению положительных, социально-значимых целей. Непродуктивной является деятельность, которая характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительных и социально-значимых целей.
Нам представляется, что в содержательном отношении профессионализм деятельности близок к понятию педагогического мастерства, так как предусматривает развитые профессиональные умения и навыки. Категория мастерства является составной частью категории профессионализма. Педагогическое мастерство формируется на основе
практического опыта, через педагогическую деятельность, осмысленную и проанализированную. Овладение педагогическим мастерством, следовательно, доступно каждому педагогу, но лишь при условии целенаправленной работы над собой.
Эффективность работы по самообразованию, как считают учёные, во многом зависит от степени овладения умениями и навыками самостоятельной работы, приобретёнными в учебном заведении. Большое значение имеет владение рациональными приёмами и методами самостоятельной работы по поиску нужной информации и последующему дидактическому её преобразованию.
Развивающие игры и упражнения как средство преодоления агрессивного
поведения у дошкольников
Ребенок, посещающий детский сад, большую часть своего времени проводит именно среди воспитателей и своих сверстников, в детском саду. Это позволяет педагогу не просто своевременно выявить агрессивность в поведении своих воспитанников, но и оказать им своевременную помощь в её преодолении, используя ...
Обработка горячими инструментами
Обработку горячими инструментами, т.е. все операции по приданию законченной формы называют одним словом – гофрировка. Гофрировка лепестков является наиболее трудной и требующий большого внимания операцией в изготовлении цветов. Освоение ее дается постепенно, по мере накопления опыта. Прежде всего, ...
Анализ занятий кружка «Строительство дачи»
Внедрение организации проектной деятельности в процесс обучения математики осуществлялось на базе Покчинской СОШ (Чердынский район) в 9 классе. Был организован кружок из 9 занятий, на которых учащиеся познакомились с проектной деятельностью, разработали свой собственный проект. Кружок посещало 10 у ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.