Ø как организовать учет индивидуальных особенностей учащихся, как лучше разделить их на группы (выделить сильных, средних и слабых) и установить причины, по которым ребенок не успевает по предмету;
Ø как методически правильно построить урок;
Ø как организовать постоянную (а не эпизодическую) работу с хорошо успевающими учениками;
Ø исходя из каких критериев, отбирать учебный материал для каждой группы и как определять его (в учебнике дифференцированных заданий нет).
Ответы на эти вопросы мы попытаемся дать во второй главе нашего исследования, где особое внимание уделим необходимости диагностики уровня интеллектуального развития учащихся.
Почти каждый класс можно разделить на три группы: ученики с высокими – средними – низкими учебными способностями.
Критериями деления учащихся на группы являются:
Ø объем имеющихся знаний;
Ø культура умственного труда;
Ø уровень познавательной активности;
Ø способность к абстрактному мышлению;
Ø умение анализировать и обобщать;
Ø утомляемость от интеллектуальной деятельности;
Ø уровень самостоятельности;
Ø уровень работоспособности (желание или умение учиться).
Эти критерии взаимосвязаны, так как уровень самостоятельности учащихся на уроке при организации интеллектуальной деятельности в значительной степени зависит от способности к абстрактному мышлению. А низкая работоспособность может свести на нет высокий интеллектуальный багаж ученика.
Ученики с высокими учебными возможностями имеют достаточный объем знаний, высокий уровень познавательной активности, способности к абстрагированию, обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются от активного, напряженного труда. Такие учащиеся самостоятельны и работоспособны. Работа с сильными учащимися предполагает тщательную организацию их учебной деятельности, подбор заданий высокой сложности.
Ученики со средними учебными возможностями имеют определенный объем знаний, средний уровень познавательной активности, у них сформированы способности к абстрагированию, обобщению, анализу. При работе с данной группой школьников главное внимание нужно уделять развитию их познавательной активности, воспитанию самостоятельности и уверенности в своих силах, необходимо постоянно создавать условия для дальнейшего развития этих ребят.
Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются в операциях сравнения, обобщения, систематизации, не могут долго удерживать внимание, имеют низкий уровень самостоятельности и работоспособности.
Одним из главных аспектов является само преподнесение разноуровневых заданий. Они могут быть и на карточках, и написаны на доске, но сегодня большинство учителей склоняются к тому, что целесообразно такую работу организовывать при помощи компьютера и других ТСО. Обучение школьников в компьютерной среде – это не только процесс получения новой информации и освоения современных способов учебной деятельности. Это интеллектуальное развитие, овладение другими типами мышления, выражение мыслей другими средствами. Компьютер может быть хорошим помощником учителя в развитии образного, вербального, интуитивного мышления и других видов умственной деятельности.
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Прочное усвоение знаний невозможно без целенаправленного развития мышления, одной из основных задач современного школьного обучения. В психологии мышление определяется как процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности, как ос ...
Особенности и закономерности развития интеллекта у детей
Изучение этого вопроса связано, прежде всего, с именем швейцарского психолога Жана Пиаже. Начиная с 20-х гг. ХХ в., он, в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта. Рассмотрим факты, установленные Пиаже. Важнейшие из них: открытие эгоцентрического характе ...
Методика обучения игре
Воспитатель осторожно вводит игру как метод экологического воспитания. В этом возрасте сюжетная игра только начинается, она еще не является ведущей деятельностью, поэтому для педагога стоит задача отобрать для ИОС простые и хорошо знакомые образы, игровые действия и слова, через которые будет выраж ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.