Одной из главных задач государственной политики в сфере образования, является обеспечение условий для удовлетворения потребностей граждан, общества и рынка труда в качественном образовании путем обновления структуры, содержания и технологий образования.
Не мало важное значение в качественном образовании имеют технологии образования. В связи с этим главными вопросами учителей становятся: как лучше организовать учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках и дома при выполнении домашних заданий с учетом его математических способностей интеллектуального развития; с помощью, каких методов и приемов необходимо построить уроки, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся начальной школы.
Большинство вопросов разрешаются благодаря правильной организации учебного процесса.
Как нам известно, во многих школах в первые классы набирают детей по возрастному принципу без учета их интеллектуальных и индивидуальных способностей. И уже на первых ступенях учебного процесса учителя замечают неравномерность обучаемости детей: некоторые учащиеся усваивают новый материал мгновенно, решают задачи повышенного уровня, другие при усвоении нового материала испытывают некоторые сложности и решают задачи в рамках положенного стандарта, третьим для усвоения нового материала необходимы дополнительные объяснения, задачи же они могут решать только те, которые ниже среднего уровня. Наблюдая за умственным и интеллектуальным развитием детей, психологическими особенностями и способностями, учителя приходят к необходимости использования дифференцированного подхода в учебном процессе.
Над вопросами реализации дифференцированного подхода работали известные педагоги, психологи: Бабанский Ю.К., Бударный А.А., Выгодский Л.С., Гузик Н.П., Лернер И.Я., Мельчаков И.В, Новикова Л.И., Парфенова Е.Л., Радько И.М., Селевко Г.К., Фирсов В.В., Фоменкова М.В., Яковлева Е.В. Ученые пришли к выводу, что принцип дифференцированного подхода в дидактике предполагает учет таких особенностей учащегося, которые влияют на его учебную деятельность и от которых зависят результаты учения. Таковыми могут быть различные физические и психические качества и состояния личности: особенности всех познавательных процессов и памяти, свойства нервной системы, черты характера и воли, мотивация, способности, одаренность, постоянные или временные дефекты органов чувств и всего организма и т.д. Ещё К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить класс на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Педагог писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».
В педагогических коллективах возникают и другие вопросы: с помощью каких средств целесообразно осуществлять дифференцированный подход в обучении, чтобы результат данного процесса был наиболее эффективным, при меньшей затрате времени и сил педагога, а сам учебный процесс был интересным и наглядным.
Сегодня, в связи с информатизацией общества, решение данных вопросов становится возможным. Большое значение приобретает использование компьютера в общеобразовательном процессе. Который, наряду с другими технологиями, способствуют более наглядному представлению учебного материала, а, следовательно, ясному и точному преподнесению нового материала и лучшему его усвоению, при меньшей затрате времени.
Е.М. Савченко, исходя из собственного опыта, утверждает: «Использование ЭВМ в учебном процессе, способствует повышению активности детей, познавательному интересу. А возможности анимации позволяют удачно продемонстрировать суть изучаемого материала, отработать вычислительный навык…».
Недостаточная разработка проблемы использования информационных технологий в процессе обучения младших школьников и обусловила выбор темы нашего исследования.
Понятно стремление учителей, организовать так учебно-воспитательный процесс, чтобы каждый ученик был оптимально занят учебно-воспитательной деятельностью на уроках, чтобы не допускать пробелов в знаниях и умениях школьников, а в конечном итоге дать полноценную базовую математическую подготовку учащимся обычного класса. Базовый курс математики призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного ученика и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности. Даже ориентировка на "среднего" ученика в обучении математике приводит к снижению успеваемости в классе, к издержкам воспитательного характера у ряда школьников. Признание математики в качестве обязательного компонента общего среднего образования в большей мере обуславливает необходимость осуществления дифференцированного подхода к учащимся - как к определенным их группам (сильным, средним, слабым), так и к отдельным ученикам. А применение ИКТ, в процессе организации дифференцированного подхода позволит не только сократить пробелы в знаниях, но и повысить познавательный интерес учащихся.
Однако, неоднозначное отношение к использованию ИКТ в организации дифференцированного подхода, ставит перед нами проблему
: доказать возможность использования информационных технологий в процессе реализации дифференцированного подхода в начальных классах.
Объект исследования
: дифференцированный подход в обучении младших школьников.
Предмет исследования
: особенности использования информационных технологий в процессе реализации дифференцированного подхода на уроках математики.
Цель исследования
: теоретически обосновать и практически доказать возможность использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики.
В основу работы положена гипотеза
, согласно которой предполагается, что эффективное использование компьютера при реализации дифференцированного подхода возможно, если:
1. на основе изученной литературы, будут разработаны задания для осуществления дифференцированного подхода с использованием информационных технологий;
2. будут рассмотрены варианты использования информационных технологий при осуществлении дифференцированного подхода на уроках математики;
3. проанализированы возможности применения данных технологий для повышения успеваемости.
Цель и гипотеза определила задачи
работы:
1. изучить и проанализировать научную, психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования. Систематизировать и обобщить материал;
2. рассмотреть варианты реализации дифференцированного подхода с использованием компьютера в процессе обучения младших школьников математике;
3. проанализировать и практически обосновать возможность применения данных технологий для повышения успеваемости.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы
:
1. теоретический анализ и синтез психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования.
2. изучение и обобщение опыта учителей по организации дифференцированного подхода с использованием ЭВМ.
3. изучение процесса и продукта деятельности
Теоретическая значимость
заключается в изучении и обобщении психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, проведении сравнительного анализа разных подходов к реализации дифференцированного подхода с использованием ЭВМ на уроках математики в начальных классах.
Практическая значимость
заключается в разработке серии разноуровневых заданий с использованием информационных технологий и организации опытно-экспериментальной работы на уроках математики в начальных классах.
Констатирующий этап проведения исследования
Для определения уровня экологического образования младших школьников на основе школьной краеведческой работы, нами был проведен констатирующий этап исследования. В исследовании приняло участие 2 группы младших школьников: экспериментальная (3 «А» класс, 27 чел., педагог Недбайлова Е.В.), контрольна ...
Разработка элективного курса «Кинематика»
Существующая в России система школьного образования включает значительный объём естественнонаучных знаний, формирование которых осуществляется в процессе изучения отдельных учебных предметов. При этом общий объект изучения – природа – остаётся расчленённым между отдельными учебными предметами. Одно ...
Методы осуществления
межпредметной связи на уроках математики
Усиление практической направленности обучения, его связи с трудом, с практикой требует от учителей всех предметов обратить особое внимание на формирование практических умений учащихся. Учитель в своей работе ориентируется на формирование обобщенных умений практической деятельности с помощью межпред ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.