Одна из наиболее важных тем в математике – «Сложение и вычитание в пределах 100». При изучении данной темы дети должны познакомиться с вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 100; со свойствами арифметических действий и научиться применять их. Не поняв данный материал, у младших школьников появляется множество проблем в дальнейшем обучении, они начинают отставать от других учащихся, в результате чего последующие темы остаются ими также не усвоенными. Как показывает практика, тема «Сложение и вычитание в пределах 100» осваивается детьми по-разному: некоторые сразу же понимают алгоритм решения математических заданий и удачно применяют его в различных ситуациях, а у других возникают сложности. Поэтому, чтобы сделать процесс обучения наиболее продуктивным и эффективным, необходимо использовать систему дифференцированных заданий. Но возникает другой вопрос: как правильно организовать такой подход?
Учитывая слова Ушинского: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях», можно сделать следующий вывод: чтобы правильно спланировать данную работу, учитель должен знать психологические особенности детей, уровень знаний, умений и навыков, уровень интеллектуального развития. Поэтому возникает необходимость проведения диагностики интеллектуального развития и уровня обучаемости детей.
Диагностика (от греческого слова «диа» - прозрачный и «гнозис» - значение) – общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Значение диагностики в области развития аналогично значению хорошо поставленного «прояснения» характера заболевания в медицине: если вовремя и правильно определены его признаки и причины возникновения, то можно надеяться на благоприятный исход лечения. Неправильный диагноз не только обесценивает усилия врачей, но и сводит к нулю шансы на выздоровление больного. Все сказанное в области телесного (соматического) здоровья относиться и к психическому здоровью, а поэтому диагностика в области развития – чрезвычайно важное дело, требующее высокой квалификации и ответственности.
Однако многие учителя не умеют диагностировать отдельные проявления отставания в учении. Так, если в классе наблюдается трое отстающих, учитель приписывает им всем одинаковый комплекс причин, например: « все они невнимательные», «все они отвлекаются на уроках», «у всех плохая память», «не умеют логически мыслить» и т.д.
Следует отметить, что социальные и психофизиологические причины общего отставания в учении определяются и выделяются учителем гораздо лучше, чем психологические. Так, учителя обычно указывают на отсутствие помощи ребенку со стороны родителей (обычно из-за неблагоприятных семейных обстоятельств: алкоголизма родителей, занятости и низкого образовательного уровня матери, которая одна воспитывает ребенка). Отмечается также и ослабленность организма ребёнка в связи с длительными болезнями.
Подавляющее большинство учителей не соотносит психологические факторы неуспеваемости с направлением коррекционных воздействий. Усилия, которые прилагают учителя, направлены не на причины, а на проявление неуспеваемости – ликвидацию определенных пробелов в знаниях и умениях ученика по предмету, причем такая работа осуществляется без какого-либо плана, не говоря уже о предварительной постановке микродиагноза. По словам одной учительницы, «учитель и так прекрасно знает, какой материал, у какого ученика не усвоен». Однако многие учителя не могут точно указать, какие именно знания, умения и навыки отсутствуют у неуспевающих детей их класса. Например: почему ученик не умеет делить трехзначные числа на двухзначные, почему не умеет решать задачи на несколько действий и т.д. На такие вопросы многие учителя отвечают: «У данных учащихся «неразвитое» мышление». Не выяснив настоящих причин отставания детей, учителя с ними проводят дополнительные работы, которые у большинства учителей не отличается разнообразием. Это – повторное объяснение неусвоенного материала, дополнительные задания, постоянное возвращение к пройденному материалу. При этом все без исключения учителя применяют по отношению к неуспевающим детям те же методические приемы, которые рассчитаны на успевающих.
Чтобы правильно подобрать задания, а точнее программы для отстающих учеников, необходимо найти причины их отставания, для этого проводятся диагностики, выявляющие уровень развития мышления, восприятия, памяти, воображения, уровень интеллектуального развития, речевую деятельность. Как сказал Выгодский Л.С.: «учение дается легче тому, у кого лучше память, быстрее работает мышление, он скорее может сообразить, обнаружить нестандартный путь решения и т.д. Следовательно, при обучении необходимо учитывать психологические способности детей». Данные диагностики не только позволяют выявить причину отставания, но и разделить всех учащихся на три группы, определяющие уровень интеллектуальных способностей (высокий, средний, низкий).
Восприятие сказки детьми дошкольного возраста
Детство, детский возраст – период жизни человека, в котором ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированной к природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя, ...
Применение разработанного электронного портфолио в
практической деятельности учителя
В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. На основании этого я решил провести работу по созданию своего электронного портфолио и применить его в практической деятельности учителя. Рассмотрев подходы Камзеевой Е.Е., Калмыковой И.Р. к созданию электронного портфолио ...
Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты
Педагогический процесс – способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников. Педагогический процесс – процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализуемая в условиях конкретной педагоги ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.