Организация дифференцированного подхода требует больших знаний учителя об индивидуальных особенностях класса, о критериях составления уровневых заданий, о построении учебного процесса с использованием данной технологии. Но, не смотря на это, при правильном осуществлении такого подхода в обучении учитель сможет устранить появившиеся у детей пробелы в знаниях и умениях, позволить учащимся заниматься в силу своих возможностей, при этом повышать свой уровень знаний. Чтобы доказать возможность и эффективность использования дифференцированного подхода на уроках математики мы провели формирующий эксперимент.
Учитывая результаты констатирующего (диагностирующего) эксперимента, мы перед собой поставили следующие задачи:
1. апробировать составленные с учетом результатов констатирующего (диагностирующего) эксперимента трехуровневые задания;
2. пронаблюдать за результатами выполненных работ и составить таблицу успеваемости;
3. дать учащимся возможность самим оценивать свои способности и соответственно выбирать посильный уровень заданий;
4. обеспечить учащимся возможность передвижения по уровням: с низкого на высокий, путем дополнительных тренировочных упражнений.
Формирующий эксперимент проводился в течение 12 дней. Дифференцированные задания учащиеся выполняли и на уроках, и дома. Почти на каждый урок детям выдавались карточки с разноуровневыми задания, которые составлялись с учетом:
1. объёма имеющихся знаний;
2. уровнем познавательной активности;
3. уровнем интеллектуальных способностей;
4. уровнем самостоятельности;
Перед началом работы, детям был дан подробный инструктаж: «Вам на выбор предлагается решить задания разных уровней сложности: выражения первого столбика более легкие, второго – сложнее, третьего – самые сложные Маша, а мы должны детям сообщать уровень?. Вам необходимо решить только один уровень, который вы выберете сами. Посмотрите внимательно на задания трех уровней (2-3 минуты) и выберете тот уровень, который вы сможете решить без ошибок». Учащимся, которые затруднялись в выборе заданий, учитель сам давал уровень сложности, опираясь на данные диагностирующего эксперимента. На выполнение данной работы отводилось 3-10 минут, в зависимости от этапа и целей урока.
Анализируя результаты первых работ, можно сделать следующий вывод: учащиеся, которые отлично справились с заданиями низкого уровня, им следует перейти на второй уровень сложности, таким образом, будет осуществляться переход по уровням, с целью развития умственных способностей. Детям, которые справились со средним уровням удовлетворительно, необходимо начать выполнять задания низкого уровня сложности, с целью отработки умений направленных на понимание данной темы и только тогда, когда они приобретут необходимые ЗУН, начинать передвигаться по уровням. Необходимо обратить внимание на учащихся, которые выполнили задания низкого уровня на три, им требуется дополнительная помощь.
На последующих уроках детям сообщались результаты работ, основываясь на полученные данные, строился дальнейший учебный процесс, осуществляемый под руководством учителя, который в индивидуальном порядке говорил учащимся, какой уровень они должны решать. Если, названный учителем уровень, дети не могли выполнить, то они выбирали тот, с которым могли бы справиться. Каждые следующие уровневые задания усложнялись. Учитель давал детям возможность проанализировать свои работы самостоятельно, сделать свои выводы и, исходя из этого, выбрать соответствующий уровень. На данном этапе перед учителем стояли следующие задачи:
1. осуществлять контроль за выполнением учащимися дифференцированных заданий;
2. обеспечить «продвижение» детей по уровням.
3. проанализировать способности детей самим выбирать уровень, исходя из результатов предыдущих работ.
Исследуя работы учащихся, выполняемые в классе, мы уделяли особое внимание на количество детей, выбравших определенный уровень (средний, низкий, высокий), который определял интеллектуальные особенности учащихся, и на качество выполнения этого уровня, что позволяло пронаблюдать за изменением уровней обучаемости и обученности детей, а также анализировали возможность передвижение детей по уровням и способствовали её осуществлению. Результаты данной работы в классе представлены в приложении №6.
План-конспект уроков технологии по аппликационным работам с природным
материалом
Урок 1 Раздел программы: Художественная обработка материалов Тема: Изделие «Осенний букет» Класс: 1 класс Время работы: 45 минут Цели урока: Образовательная: прививать учащимся знания, навыки, практические умения по аппликационным работам с природным материалом; закрепить знания учащихся о цветах; ...
Экспериментальное исследование выразительности речи заикающихся детей
дошкольного возраста
В основу нашего исследования выразительности речи заикающихся дошкольников были положены методики, предложенные И.Ф. Павалаки и несколько дополненные нами. Обследование темпо-ритмических характеристик речи. В эксперименте используются магнитофон и секундомер. Подбираются прозаические и стихотворные ...
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика
К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к ученику. В этом случае усилия преподавателя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т. е. мотивационно обеспечена. При этом следует учесть, что учащиеся н ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.