Следует специально подчеркнуть, что специальное обучение ставит перед собой цель не приспособление к дефекту, характерному для той или иной категории детей с отклонениями в развитии, а его коррекцию и, если возможно, преодоление.
Наблюдаются различные условия формирования речи у детей с нарушением слуха. Обучение неслышащих детей основывается на компенсаторном использовании тактильно-вибрационной чувствительности, кинестетических ощущений и зрительного восприятия для формирования устной речи. Проблема формирования речи у детей с недостатком слуха связана с вопросом о способах восприятия речи. Главное восприятие устной речи – зрительное восприятие. Это показывает путь обучения детей: зрительно-слуховой.
В процессе обучения неслышащих формируются виды речи – письменная и дактильная. Мимическая речь в рано оглохшего ребенка развивается в силе его потребности в обучении и в какой-то степени замещает словесную речь. Она играет компенсаторную роль. С ее помощью обогащается опыт ребенка. Она способствует развитию мышления. У слабослышащих акцент делается на основе используемого слуха. Таким образом, интенсивное развитие речи в условиях непосредственного общения будет тем больше, чем больше потребность в общении. Поэтому мимическая речь задерживает развитие словесной речи. Мимическая речь в обучении позднооглохших недопустима, так как эти дети должны максимально использовать свою речь, только в этом случае она сохранится и будет развиваться далее. Пользование дактилологией как своеобразной формой словесной речи уместно в обучении детей с недостатками слуха.
Для успешного обучения детей с дефектами в развитии возрастают требования к психолого-педагогической компетентности учителя.
Будучи значимой и относительно самостоятельной подсистемой в структуре профессиональной компетентности, психолого-педагогическая компетентность проявляет себя как способность особым образом и в особых условиях взаимодействовать с другими людьми.
Под психолого-педагогической компетентностью учителя понимают совокупность определенных качеств (свойств) личности с высоким уровнем профессиональной подготовленности к педагогической деятельности и эффективному взаимодействию с учащимися в образовательном процессе.
С позиций элементно-структурного анализа психолого-педагогической компетентности в качестве ее основных компонентов рассмотрим три блока психолого-педагогической ориентации: грамотность (т.е. знания, которые принято называть обще-профессиональными); умения как способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия; профессионально значимые личностные качества, наличие которых неотделимо от самого процесса педагогической деятельности.
Сущностную характеристику психолого-педагогической компетентности учителя составляет направленность на ученика как главную ценность своего труда, а также потребность в самопознании и самоизменении себя, способов учебно-воспитательной деятельности, методов воздействия на школьников с учетом закономерностей развития личности.
Основой психолого-педагогической компетентности учителя является именно активное (т.е. действенное) знание закономерностей личностного развития человека на разных возрастных этапах. Когда мы говорим о структуре психолого-педагогической компетентности, то акцентируем внимание именно на психологических компонентах системы.
По мнению Н.В. Кузьминой, к ним относятся: дифференциально-психологический (знаний об особенностях усвоения учебного материала конкретными учащимися в соответствии с индивидуальными и возрастными характеристиками); социально-психологический (знания об особенностях учебно-познавательной и коммуникативной деятельности учебной группы и конкретного учащегося в ней, об особенностях взаимоотношений учителя с классом, о закономерностях общения); аутопсихологический (знания о достоинствах и недостатках собственной деятельности, особенностях своей личности и ее характерных качествах).
Отличие высококомпетентных учителей от малокомпетентных заключается именно в разной представленности в системе профессиональных знаний психологических компонентов. Высокий уровень психологический знаний позволяет учителю переструктурировать всю систему ранее приобретенных знаний и «перекодировать новые знания таким образом, чтобы, в свою очередь, формировать у своих учащихся дифференциально-, социально-, аутопсихологические компоненты усвоения этих знаний, то есть чтобы усвоение этих знаний стало средством развития их способностей» .
Подведение итогов деятельности на уроке
Жюри оглашает количество баллов, набранных командами, объявляет победителя. Учитель подводит итоги игры, благодарит за участие, выставляет оценки. Тема: Изучение образцов пиломатериалов и древесных материалов (5 класс) Форма проведения: лабораторно-практическое занятие. Цель: Обучающая: сформироват ...
Образование и педагогическая наука в 60-е – 90-е гг
Отыскание оптимальных путей формирования всесторонне и гармонически развитой личности, духовно богатой, высоконравственной, физически совершенной, составляет главное направление современных исследований в педагогической науке 60-90 гг. Педагогическая наука обосновывает пути развития содержания обра ...
Цель, поставленная учителем, должна стать целью ученика
К сожалению, в практике обучения такие ситуации редки. Как правило, движение идет от цели, поставленной учителем, к ученику. В этом случае усилия преподавателя направлены на то, чтобы поставленная им цель была принята учениками, т. е. мотивационно обеспечена. При этом следует учесть, что учащиеся н ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.