Воплощение психолого-педагогических знаний в практику взаимодействия с детьми осуществляется успешнее при условии, если педагог умеет: приводить учащихся в более деятельное состояние; так конструировать информацию, чтобы она была доступной для слабых школьников и достаточной для более сильных; включать всех учащихся в полезный для них труд.
Профессиональные умения учителя достаточно подробно описаны в педагогической науке. Однако необходимо подчеркнуть именно те умения, благодаря которым создается и поддерживается педагогом контакт с воспитанниками, т.е. умение использовать социально-психологические механизмы операциональных средств профессионального общения, те способы, с помощью которых учитель добивается осуществления тех или иных целей педагогической деятельности. Их выбор надо уметь соотнести с личностными качествами – своими и учащихся.
Основным критерием сформированности профессионально-деятельностного компонента психолого-педагогической компетентности является умение учителя самостоятельно разрешать педагогические ситуации, способствуя личностному развитию ученика.
Педагогический процесс – это всегда организация взаимодействия с учениками в разных видах деятельности, а успешность труда учителя определяется характером и содержанием отношений, возникающих в ходе педагогического общения.
Для конструктивного общения важно не только знать и учитывать индивидуальные особенности учащихся и свои собственные, но и владеть методами построения оптимальных стратегий педагогического воздействия (влияния). Для этого учителю необходимо ориентироваться на формирование у себя и у учащихся коммуникативных качеств, умения адекватно оценивать межличностные отношения. Потому психолого-педагогическая компетентность учителя является коммуникативной, так как обеспечивает контакты, сотрудничество, совместную деятельность, взаимодействие в образовательном процессе и в конечном счете – систему отношений.
Специфика педагогической деятельности обусловливает особую значимость социально-психологических качеств, которые способствуют межличностному и ролевому взаимодействию учителя с учениками. Именно наличие этих качеств следует считать важнейшим признаком профессионализма. К их числу относят рефлексивность, гибкость, эмпатичность, общительность, способность к сотрудничеству, эмоциональная привлекательность.
Учителю необходим практический опыт, но далеко не всегда его наличие свидетельствует о психолого-педагогической компетентности. Ее обретение происходит в процессе постоянного осмысления, анализа собственной педагогической деятельности, поступков, поведения.
Профессионализм учителя в работе с детьми предполагает наличие умений организовать общение, выстроить гуманистические отношения с детьми таким образом, чтобы способствовать успешному вхождению ребенка в сложный мир социальных отношений и деятельности.
Интегративное качество "физически развитый, овладевший основными
культурно-гигиеническими навыками"
В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Изменения, происходящие в жизни общества и государства безусловно влияют и на предста ...
Владение учащимися 3 класса умением определять в творческой работе
достоинства и недостатки
С целью проверки гипотезы была проведена опытно – экспериментальная работа, которая включает в себя: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно – экспериментальная работа проводилась в 3 «А» (контрольная группа) и 3 «Б» (экспериментальная группа) классах ГОУ СОШ № 301 Фрунзенского райо ...
Понятие экологического воспитания
На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.