Педагогика » Оценочная деятельность учителя и учащихся в работе над сочинением и изложением » Отметка в оценочной деятельности учителя и учащихся

Отметка в оценочной деятельности учителя и учащихся

Страница 1

Вопрос «Зачем оценивать школьников?» волновал педагогов и прогрессивную общественность издавна. Неоднократно подчеркивалось, что в традиционном образовательном режиме отметка использовалась для уведомления воспитателей об успехах и неудачах детей с целью обеспечения необходимого воздействия на ребенка, что естественно, и вызывало требование или её отменить, или изменить саму систему оценивания.

Оценочная балльная система возникла в немецких схоластических школах средневековья, как способ усиления влияния общественности (в первую очередь родителей) на ребенка. Легко войдя в школьную практику разных стран и принимая различные формы, отметки быстро приобрели социальную значимость, став инструментом давления на учащихся.

В России к отметочной системе перешли позже, чем в Западной Европе. Первую попытку оценивать знания цифрами предпринял начальник Киевского учебного округа Ф. Брадке. Он по каждому предмету и классу установил наивысшие отметки или «годное число баллов». Например, по Закону Божьему для первых четырех классов наивысшей была отметка –7. Данная отметка цифрами была разной применительно к отдельным изучаемым дисциплинам и определенным классам. Такие правила действовали до 29 января 1837 года, когда Министерство просвещения обнародовало временное на четыре года положение о пятибалльной системе оценки знаний, которое было окончательно утверждено 15 февраля 1846 года. Так, официально вводилась в учебные заведения отметка, существующая и в настоящее время.

Недостатки традиционной балльной системы оценивания постоянно были предметом обсуждения среди педагогов и общества. Как отмечает Г.Ю. Ксензова, с начала 70-х годов 19 века в кругах прогрессивной общественности России, озабоченной проблемами подрастающего поколения, велись дискуссии о пороках сложившейся практике обучения. В этих дискуссиях прослеживались три направления педагогического поиска.

1. Усовершенствование оценочной основы и методики применения отметок как стимуляторов учения.

2. Создание условий, ограничивающих сферы влияния отметок и их отрицательных последствий на формирование личности школьника.

3. Изыскание возможностей замены отметок другими формами оценки.

Сторонники отметок говорили о том, что балл есть сформулированное выражение известного мнения о труде школьника, стимул к соревнованию, средство приобщения к труду. Противники баллов выдвигали свои аргументы против балльной системы оценивания:

последствия применения отметок неблагоприятны (обязательная отметка превращает каждый урок в экзамен, отнимая время от объяснения);

отметки ухудшают отношения между обучаемыми и обучающими, что вредно сказывается на нравственном развитии ребенка;

ученик испытывает постоянное чувство тревоги, страха;

непонятно, что вообще фиксирует отметка;

баллы являются негодным средством для установления связи семьи со школой (молчаливая цифра ничего не может сказать родителям, но может вызвать гневную реакцию, если отметка не соответствует их ожиданиям);

баллы могут служить только для отчета преподавателей.

Передовые педагоги пришли к выводу о неудобстве сложившейся системы. Звучали призывы немедленно уничтожить баллы, но, очевидно, гораздо важнее обстоятельно обсудить вопрос о том, как поставить дело обучения и воспитания в школе так, чтобы у самих детей проявилась любовь к учению без всяких стимулов, независимо от каких – либо отметок.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Характеристика форм организации социального воспитания подростков в учреждениях дополнительного образования
Формы воспитания - это варианты организации конкретного воспитательного процесса, в котором объединены и сочетаются цель, задачи, принципы, закономерности, методы и приемы воспитания. Форма воспитания - это внешнее выражение процесса воспитания Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собо ...

История развития педагогической диагностики
Современная, научно обоснованная дидактика обречена на поражение, если она не опирается на богатый инструментарий максимально объективных методов педагогической диагностики. Этот инструментарий был создан в течение последних ста лет. Предтечей теста школьной успеваемости были появившиеся приблизите ...

Исследования влияния искусства на человека
Исследуем влияние арттерапетических методик на состояния человека. Практически в любом тренинге используют элементы арттерапевтических методик. Что такое арттерапия? «Арттерапия — это лечение изобразительным искусством. Арттерапия включает такие направления, как рисуночная терапия, драмтерапия, биб ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru