Вопросы оценивания учащихся баллами, поднятые еще в 19 веке являются предметом обсуждения и в настоящее время.
В современном образовании существует два различных подхода к оцениванию деятельности учащихся:
- отметочное (балльное оценивание);
- безотметочное оценивание.
Сторонники той или иной системы постоянно спорят о том, какая же из систем более эффективна и более точно отражает выявление уровня развития учащихся. В педагогическом сообществе сторонники отметок считают, что:
- должен быть показатель того, какой ступени достиг ученик в настоящее время в данном вопросе, балльное оценивание достигает этой цели скорее и проще;
- безотметочное обучение в школе не является приоритетом по следующим причинам: отсутствие психологической подготовки учителей, неготовность родителей ориентироваться в словесных оценках достигнутого ребенком уровня;
- исторически сложилась оценочная система баллами как способ усиления влияния родителей на ребенка и управления воспитательным процессом.
Противники балльной системы оценивания считают, что отметка является элементом, травмирующим ребенка, имеющим отрицательные эффекты: - искажение отношения ученика с учителем, с родителями, с самим собой;
.- искажение учебной мотивации;
- с помощью отметки закладывается ложная основа детской самооценки;
- невозможность отслеживать динамику школьной успешности ученика;
- повышение тревожности и невротизации детей.
Безотметочное обучение - это поиск нового подхода к оцениванию, который позволил бы преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.
В Письме Минобразования России от 03.06.2003г. № 13-15-120/13 отмечаются следующие недостатки традиционной пятибалльной системы оценивания.
Не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности. Общепринятая «отметочная» систем выполняет функцию внешнего контроля успешности обучения учащегося со стороны учителя, не предполагает ни оценки учеником собственных действий, ни сопоставления его внутренней оценки с внешней оценкой.
Затрудняет индивидуализацию обучения. Учителю трудно зафиксировать и положительно конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения. Фактически учителю приходится лавировать между фиксацией успешности результата ребенка, сравнивая этот результат с некоторой среднестатистической нормой. («Три ошибки в диктанте - это хорошо или плохо?»), и фиксацией успешности результата для данного ребенка («Для данного учащегося три ошибки - хорошо, если обычно у него их десять»). Даже если учитель склонен к оценке индивидуального результата ребенка («Для тебя три ошибки - это хорошо, ты - молодец!»), официальный статус отметки («Все равно за такую работу нужно ставить три») сводит на «нет» все старания педагога.
Является малоинформативной. В силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка.
Часто имеет травмирующий характер. Полностью сосредоточенная в руках учителя, «отметочная» система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.
Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребёнка к условиям ДУ можно только совместными усилиями ДУ и семьи. Задача родителей – сделать всё необходимое, чтобы малыш как можно меньше страдал в отрыве от ...
Признаки задержки речевого развития
У ребенка значительная задержка речевого развития, если: 12 месяцев – ребенок мало лепечет; 18 месяцев – не понимает простых слов, своего имени, названий окружающих предметов, не выполняет простые просьбы типа «сядь», «иди ко мне»; 2 года – использует всего несколько простых слов, не пытается повто ...
Этапы проведения исследования профессиональных предпочтений учащихся 10-го
класса
Исследование проводилось в период с 06.04.2009г. по 17.04.2009г. во вспомогательном классе общеобразовательной школы №45 города Луганска. Было охвачено 8 школьников, обучающихся в 10-В классе, из них: 7 мальчиков и одна девочка. Были обследованы школьники 17-ти- 19-ти летнего возраста с диагнозами ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.