Методики социально-педагогической диагностики родителей: анкета; тест-опросник родительских отношений А.Я. Варга – В.В. Столина (ОРО); опросник анализа семейного воспитания (АСВ).
Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и девиаций поведения, а также особенности аномального развития детей.
Методики социально-педагогической диагностики учащихся: методика "Социальный паспорт класса"; методика "Кинетический рисунок семьи" (КРС); анкета склонности к преодолению социальных норм и правил; наблюдение.
2. Информационно-просветительская работа - одна из форм профилактики отклоняющегося от нормы поведения детей.
Информационно-просветительская работа с родителями имеет целью профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания, которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и подростков.
Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их холодность (отчужденность), конкурирующий характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях. Объективно складывающиеся взаимоотношения в семье характеризуют структуру семьи, семейную целостность.
Информационно-просветительская работа с родителями должна быть направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и подростков. Формами такой работы являются лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медицинских работников, юристов и др.).
Информационно-просветительская работа с учащимися. Именно в школе такая форма работы может оказаться наиболее действенной и эффективной. Вся работа педагогов должна быть построена на профилактике и предупреждении вредных привычек и негативных отклонений в поведении.
Необходимо формировать у ребенка на всех этапах его развития правильные представления об аномальных привычках и формах поведения, об их социальных последствиях.
Информационно-просветительскую форму работы по профилактике и предупреждению отклонений в поведении детей и подростков можно условно разделить на следующие основные направления:
социально-педагогические истоки возникновения отклонений в поведении;
правовые аспекты последствий отклоняющегося от нормы поведения;
социальные последствия аномальных привычек.
На каждом из этих направлений социальный педагог привлекает для работы с детьми специалистов различного профиля (врачей, юристов, психологов).
Сами педагоги осуществляют профилактическую работу как непосредственно на уроках по предмету, так и на внеклассных мероприятиях. Например, на уроках, литературы, затрагивая темы вредных привычек и асоциальных форм поведения, учителя формируют критическое отношение к реальной действительности, способствуют выработке правильной личностной позиции в отношении различных жизненных ситуаций.
В этой связи важное значение приобретают внеклассные мероприятия, направленные на выработку общественной позиции к тем или иным нарушениям дисциплины, несоблюдениям общепринятых норм поведения.
Понятие экологического воспитания
На наш взгляд, рассмотрение теории экологического воспитания необходимо начать с определения его сущности. Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На ...
Взаимодействие как психологический феномен
Проблема взаимодействия интересовала исследователей как отечественной, так и зарубежной психологической школ на разных этапах развития социально-психологической науки. Дж. Вигис, Д. Кислер, Т Лири, Б. Бас, У Шутц, Б.Ф. Ломов, К. Левин и др. уделяли особое внимание изучение данной проблеме. Исследов ...
Особенности развития изобразительной деятельности
детей старшего дошкольного возраста
Изобразительная деятельность является одним из основных средств воспитания и развития детей дошкольного возраста. Ребенок все воспринимает по-своему, и процесс создания рисунка приближает к игре. Многие деятели науки и искусства очень трепетно относятся к вопросам, связанным с обучением детей изобр ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.