Педагогика » Предмет педагогики » Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты

Педагогический процесс: понятие, структура, компоненты

Страница 4

Атрибуты классно-урочной системы: учебный год, учебный день. Расписание уроков, каникулы, перемены и т.д.

Структура урока – совокупность его элементов и этапов, выстроенных в определенной последовательности согласно дидактическим целям. Классификация уроков может быть построена по ряду признаков:

Дидактическая цель (И.Т. Огородников);

Цель организации учебного процесса (М.И. Махмутов),

Основные этапы учебного процесса (С.В. Иванов);

Методы обучения (И.Н. Борисов);

Способы организации учебной деятельности (Ф.И. Кирюшкин)

Чаще всего структуру урока определяет дидактическая цель. Выделяют 5 типов уроков в зависимости от дидактической цели:

Урок изучения нового материала. Используется при крупноблочном способе работы: объяснение одновременно 4 тем, следующие 3 урока на закрепление.

Урок формирования и совершенствования умений и навыков (повтор и закрепление ЗУН, применение их на практике, формирование новых, контроль за ходом изучения учебного материала). Виды: самостоятельная работа, лабораторная работа, урок-семинар, практическая работа, экскурсия.

Урок обобщения и систематизации знаний (проверка и установление уровня ЗУН, повтор и коррекция материала). Виды: урок-дискуссия, урок-семинар и т.д.

Урок контроля и коррекции ЗУН. Методы: устный опрос, письменный опрос, диктант, изложение, решение задач и примеров, тесты и т.д. Виды: зачет, зачетная практическая или лабораторная работа, практикум, контрольная или самостоятельная работа и т.д.

Комбинированный урок. Такие уроки наиболее распространены, их 75-80 % от общего числа. Комбинированный урок имеет следующую структуру:

Оргмомент.

проверка домашнего задания.

опрос.

собщение новой темы и задач, мотивация.

изложение нового.

закрепление нового.

подведение итогов.

домашнее задание.

конец урока.

В педагогической науке существуют различные мнения о преимуществах и недочетах классно-урочной системы, например выделяют такие преимущества и недочеты:

преимущества

недочеты

Систематический характер обучения

Шаблонное построение занятий, стереотипность

Упорядоченность, логическое построение и подача учебного материала

Нерациональное распределение времени урока, обеспечение только первоначальной ориентировки в материале, достижение высокого уровня знаний возможно только при домашних упражнениях

Организационная четкость

Учащиеся изолируются от общения друг с другом, отсутствие самостоятельности учащихся

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя

Пассивность или видимость активности учащихся. Слабая речевая деятельность ребенка (по статист.данным около 2 мин.в день)

Оптимальные затраты при массовом обучении

Слабая обратная связь, усредненный подход, отсутствие учета индивидуальных характеристик.

Страницы: 1 2 3 4 

Похожие публикации:

Влияние оценочной деятельности учителя на формирование самооценки младших школьников
В младшем школьном возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущей. Ее организация, обеспечивающая овладение обобщенными способами действий, несет в себе большие возможности для развития у младших школьников самооценки. По определению Л.В. Бороздиной: «Самооценка – э ...

Выявление специфики творческой деятельности
В связи с темой исследования мы вводим в содержание дипломной работы такие понятия как, деятельность, творческая деятельность: Деятельность – активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удов ...

Сущность, цель, задачи и функции внеклассной воспитательной работы педагогов и младших школьников
Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребёнка. Согласно современной педагогической теории «внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельн ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru