Основные направления профориентации определяются задачами и конечной целью профориентации. В основу всей воспитательной работы в школе по вопросам профориентации учащихся должен быть положен принцип государственной заботы об удовлетворении потребности в кадрах различных отраслей народного хозяйства, науки, культуры и быта. Приспособление человека к внешней целесообразности, в чем бы она ни выражалась (заполнение трудовых вакансий, выбор школьниками пусть даже необходимых обществу профессий и т. д.), не может выступать конечной целью профориентации. Таковой является всестороннее развитие самого субъекта как личности. Решающим же условием гармоничного развития личности выступает творческое отношение человека к своей деятельности, увлеченность ею. Поэтому формирование у школьников интереса и склонностей к избираемой профессии (в том числе и рабочей), формирование профнаправленности - вот главное в профессиональной ориентации. Ее конечная цель - подготовить подрастающее поколение к сознательному выбору профессии.
Профориентация как проблема является предметом исследования многих ученых. Изучением вопросов содержания и структуры общей профориентации занимались А. Н. Волковский, М. Д. Виноградова, Е. Н. Вольский, О. И. Галкина, А. Е. Голомшток. В. И. Журавлев, Л. М. Зюбин, Н. И. Калугин, Г. М. Кочетов, Н. Д. Левитов. А. Д. Сазонов, В. Ф. Сахаров, В. Д. Симоненко, В. В. Чебышева, С. Н. Чистякова, Дульнев Р.М., Бондарь В.И., Хохлина О.П., Синев В.Н., Кущенко И.В., Золотоверх В.В. и др.
Анализируя структуру профориентации у всех исследователей, можно сказать следующее:
Ни один автор не отрицает необходимости проведения профессионального просвещения учащихся. Одни это называют профориентацией, другие - профинформацией, третьи - сообщением знаний о профессиях, четвертые - ознакомлением учащихся с профессиями, пятые - профинформационной деятельностью. Суть одна. Под профессиональным просвещением понимается ознакомление учащихся с разными видами труда в нашем обществе, с условиями и особенностями профессий, воспитание у них уважения к умственному и физическому труду, к разным профессиям.
Профессиональная консультация школьников также признается всеми авторами как фактор прямого воздействия на выбор профессии. Некоторые авторы не называют этот раздел работы (и соответственно составляющий компонент в понятии профориентации) профконсультацией, но, раскрывая сущность индивидуальной работы с учащимися или работы по изучению детей в целях их профориентации, они фактически говорят об элементах профессиональной консультации. Под профессиональной консультацией понимается помощь в форме совета учащимся, особенно колеблющимся и не определившимся, в их самоориентации, в выборе профессии с учетом интересов и склонностей, физиологических возможностей. Профконсультация - это не принятие решения за ученика, а совет по выбору профессии, аргументированный и педагогически правильный.
Профконсультация ведется на основе длительного психолого-педагогического изучения учащихся в процессе их обучения и воспитания в различных видах деятельности. Поэтому все авторы в структуре профориентации изучение учащихся вводят или как самостоятельный компонент, или рассматривают его как составную частью профессиональной консультации. Очевидно, целесообразнее рассматривать оба компонента в единстве, ибо без изучения интересов и склонностей учащихся невозможна Профконсультация. Результаты изучения направлены на развитие и укрепление склонностей и способностей, а затем используются в период предварительного консультирования и собственно консультации. Однако для более четкого выявления структуры общей профориентации следует условно разграничить эти компоненты.
Народные игры с точки зрения этнопедагогики
Народные игры всегда служили источником освоения культуры, способствовали естественному вхождению человека в социальную среду. Понятие «игровая культура» весьма многозначно. Ее основу составляет непосредственно игровое действие и отношение играющих. Это относится и к традиционным играм народов Росс ...
Указатель оценки теста
В указатель включены данные ,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет. Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для оп ...
Особенности формирования личности в дошкольном возрасте
Маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систему образовательной раб ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.