Согласно существующей программе воспитания в системе образования России, утверждённой коллегией Министерства образования Российской Федерации от 28 сентября 1999 г. (№19), важнейшей стратегической задачей государственного уровня является воспитание и его организация на всех уровнях функционирования системы образования. В связи с этим вопросы формирования у младших школьников духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания для данного исследователя представляют несомненный интерес.
Проблема духовности – серьёзнейшая проблема жизнедеятельности человека. «В культурно-антропологическом контексте, – как отмечает современный педагог – исследователь Т.Н. Новожилова, – категория «духовность» чаще всего употребляется при характеристике внутреннего субъективного мира личности». При этом подчёркивается, что внутренний мир человека определяется не утилитарно-прагматическими ценностями, а теми ценностями, на основе которых решаются проблемы смысла жизни. Сложность их решения состоит в том, что хотя они и имеют общечеловеческую основу, каждый решает их по своему.
В традиционно философском понимании духовность включает в себя три начала: познавательное, нравственное и эстетическое. Им в свою очередь соответствуют ценности, относимые к разряду высших – истина, добро, красота. Три этих лика, три стороны образуют то, что называют духовной жизнью. Именно в сфере духовной жизни человека осуществляется осмысление и выбор идеалов, ценностей, целеполаганий не просто на основе усвоения и присвоения знаний, почерпнутых их «архивов культуры», но и осмысление, переживание личного опыта.
Степень духовности или её отсутствие позволяет устанавливать нравственно-эстетические отношения с природой, с миром, с самим собой. Кроме того, степень духовности предполагает «отрицание» себя вчерашнего в процессе преодоления, совершенствования, восхождения к общечеловеческим идеалам, ценностям.
В педагогических теориях также осуществляются попытки разобраться в современном понимании таких вечных явлений духовной жизни людей, как их стремление к счастью, добро, любовь, достоинство, которое долгое время оставалось за пределами педагогического процесса и, соответственно, нравственного воспитания личности. Недооценка важности этих явлений в воспитании духовной, гармоничной личности способствовала развитию в обществе преступности, лицемерия, безнравственности.
Согласно гуманной парадигме развития человека ребёнок безграничен как Вселенная. Он несёт в себе богатство, которое следует раскрыть соответствующими с природными способами воздействия. В этом состоит высшая цель человеческой педагогики. В традиционной педагогике знания, умения, навыки зачастую превращаются в цель обучения.
К сожалению, в настоящее время существует множество препятствий по реализации цели образования. В частности, гуманизм зачастую оборачивается обеднением содержания образования ради реализации неверно трактуемого принципа доступности обучения. И тем не менее, педагогическая теория ищет пути преодоления существующего кризиса.
В частности, в современной педагогической теории одним из первых принципов воспитания, учитывающих природу воспитательного процесса является принцип «ориентации на ценностные отношения».
По данному принципу происходит «вочеловечивание» всех объектов мира, их одухотворение. В педагогическом аспекте «вочеловечить» – значит посмотреть на объект с точки зрения значимости его для человеческой жизни. Тогда для ребёнка весь мир приобретает значимость, а его взаимоотношения с миром возвышаются до уровня современной духовной культуры.
Принцип ориентации на ценностные отношения помогает учителю справиться с осложнённым поведением детей через интерпретацию их дурных действий как отношений. Ориентация на отношения преобразует любую деятельность детей в проживании ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ним происходит, и этим наполняется его жизнь, составляя её содержание.
Рассматривая проблемы духовно-нравственного воспитания остановимся более подробно на некоторых аспектах нравственной жизни младшего школьника.
Семейная жизнь ребенка
Семейная жизнь ребенка занимает семь первых лет после рождения его на свет. Этот отдел в жизни ребенка можно подразделить на следующие периоды: 1. первый год после рождения на свет до конца первого года; в это время ребенок из лежачего положения переходит в сидячее, а затем становится и начинает са ...
Содержание и методы коррекционно-развивающей работы по развитию навыков
письма у дошкольников с ЗПР
Целенаправленная коррекционная работа по развитию навыков письма является важным начальным этапом подготовки детей с ЗПР к школьному обучению. При обучении таких детей учитываются их возрастные возможности и индивидуальные особенности. На каждом этапе выделены основные направления коррекционной раб ...
Особенности развития графических навыков у детей
младшего школьного возраста на занятиях декоративно-прикладного искусства в
системе дополнительного образования
Преемственность в декоративной работе младших школьников Художественные расписные изделия близки и понятны ребенку, они правдиво и просто передают красоту окружающей жизни. В узорах, выполненных народными умельцами, ребенок с радостью узнает знакомые силуэты ягод, листьев, птиц и зверей. Декоративн ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.