В основе технологии кластери лежит базовая модель, состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия.
Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке географии обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома.
Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: "Что вы знаете о материках и океанах, о морях и. т. д…?"). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка "известной информации", рассказ - предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от "простого" к "сложному", что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вызовом при составлении кластера является познавательная задача на уроке географии, которая определяется исходя из темы и цели урока. Например, по теме урока "Материки и океаны как крупные природные комплексы Земли", вызовом, побуждающим учащихся к дальнейшим действиям, будет являться вопрос "Что вы понимаете под термином природные комплексы? Почему материки и океаны относятся к крупным природным комплексам? Что относится к малым природным комплексам? Что называется материками, океанами?" и. т.д.
Вторая стадия - осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию урока; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей в виде правил, формулировок, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов для нового кластера; наводящие вопросы (Кто? Что? Где? Когда? Сколько? Из чего следует?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова. Например, по теме урока "Материки Северного полушария"
Сходства и различия географического положения, рельефа, климата, внутренних вод и природных зон Северного полушария.
Физико-географическое положение материков.
Рельеф и его отличия.
Полезные ископаемые
Освоенность территории
Воспроизводство
Вывод …
Вопросы могут носить разный характер, могут быть выстроены в определённой последовательности. Они могут быть разбиты на группы. Вопросы могут дополнять и расширять тему. Например, по теме урока "Материки Северного полушария" вопросы могут быть дополнены следующими: "Размеры и очертания материка. Океаны и моря у берегов материка, влияние их на природу. История открытия и исследования материка. Древнее и современное материковое оледенение. Области вулканической деятельности и землетрясений. Факторы формирования климата. Внутренние воды материка. Территории внутреннего стока. Основные типы питания и режима рек. Современное оледенение; многолетняя мерзлота. Природные зоны материка. Высотная зональность"…
Профессионально-педагогический интерес и склонность
к педагогической деятельности как факторы, побуждающие к профессиональной
деятельности
Значение интересов в жизни человека очень велико. Вызванные привлекательностью предмета, явления или действительности интересы побуждают личность выбрать ту или иную профессию, овладевать знаниями, расширять кругозор, преодолевать трудности, заниматься спортом и др. В возникновении профессиональног ...
Особенности формирования личности в дошкольном возрасте
Маленький ребенок очень пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систему образовательной раб ...
Практическое изучение возможностей формирования
понимания активной роли человека в обществе в работе с младшими школьниками
В соответствии с темой нашей работы, целью исследования, являлось изучение возможностей формирования у младших школьников, понимания активной роли человека в обществе нами было выдвинуто предположение. О том, что формирование понимания активной роли человека в обществе у младших школьников осуществ ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.