Современные исследователи (А.В.Мудрик, С.А.Козлова) рассматривают социализацию ребенка в триединстве ее проявления:
- адаптация к социальному миру;
- интеграция и принятие социального мира как данности;
-дифференциация – способности и потребности изменять, преобразовывать социальную действительность, социальный мир и индивидуализироваться в нем.
Процесс социализации ребенка происходит под влиянием ряда условий или факторов. Среди отечественных авторов, дающих толкование процесса социализации можно назвать А.В.Мудрика. Он выделяет следующие факторы социализации :
- Микрофакторы – непосредственная среда жизнедеятельности ребенка, ближайшее социальное окружение: семья, соседи, детское сообщество, микросоциум. Микрофакторы самые весомые в первичной социализации ребенка.
- Мезофокторы – этнокультурные условия региона, субкультуры, СМИ, типы мегаполиса: мегаполис, средний город, малый город, портовый, промышленный, курортный центр, индустриально-культурный, село. Мезофакторы играют немаловажную роль в освоении социального мира.
-Макрофокторы – страна, этнос, общество, государство. Макрофакторы детерминируют ход и направленность социализации.
-Мегафокторы – космос, планета, мир. Мегафакторы оказывают опосредственное влияние на процесс социализации подрастающего поколения.
Кроме факторов социализации А.В.Мудрик выделяет способы или механизмы социализации:
- институциональный – через систему общественного воспитания (в первую очередь, это детский сад, школа, детские и юношеские учреждения, СМИ), в основе данного механизма лежит подражание;
- традиционный – через семью и ближайшее социальное окружение, для него характерно восприятие господствующих стереотипов поведения на неосознанном уровне;
- стилизованный – через возрастную субкультуру, посредством воздействия на личность референтной группой;
- межличностный – через идентификацию с конкретным человеком;
- рефлексивный – внутренний диалог ребенка между различными ″Я″, с реальными или вымышленными людьми наедине с собой.
Согласно Л.В.Мардахаеву, для обеспечения полноценного социального развития ребенка необходимо знать его индивидуальные возможности, динамику их изменения. Индивидуальные возможности ребенка определяются основными источниками и их движущими силами, которые обусловливают социальное развитие и воспитание человека.
Л.В.Мардахаев определяет следующие источники социального развития:
- внутренние источники, к которым относятся задатки и возможности, полученные от рождения и приобретенные человеком в процессе жизнедеятельности;
- внешние источники, к которым относится все то, что окружает человека и с чем он непосредственно взаимодействует.
Потенциал в виде задатков и возможностей может развиваться только в соответствующих условиях. Проблема заключается в том, до какого уровня удается реализовать его в процессе социального развития у конкретного ребенка в целом и в тех или иных условиях.
В развитии потенциала большую роль играет взаимосвязь биологического, физиологического, психологического и социального факторов, а также органы чувств и врожденные рефлексы.
Взаимодействие с различными группами, отдельными личностями, окружающими предметами во многом определяют интересы ребенка, его нравственные ценности и идеалы, общее восприятие им мира и тех явлений, которые происходят вокруг него.
Движущие силы, подразделяющиеся на внутренние и внешние, обеспечивают реализацию потенциальных источников социального развития человека.
К внутренним движущим силам относятся неосознаваемые и осознаваемые биопсихические механизмы.
Л.В.Мардахаев определяет наиболее важные движущие силы, обеспечивающие функционирование неосознаваемых механизмов: устремленность, эмоциональную заразительность, подражательность, внушаемость, потребность в социальном общении, любознательность, активность.
Среди осознаваемых механизмов Л.В.Мардахаев выделяет: саморазвитие психики человека, эмоциональная восприимчивость, волевая активность, социальная предрасположенность к социализации, уровень развития сознания, интеллектуальные потребности, самоуправление.
Критерии оценивания изложений и сочинений
Каждая самостоятельная работа будь то диктант, изложение, сочинение и т.д., выполненная учеником, несет определенную смысловую нагрузку, цель, значение; оценивается по-разному и имеет различные критерии оценивания. Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить ...
Сравнительный анализ результатов опытной работы по
формированию знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста
На контрольном этапе ставили себе следующие цели и задачи: Цель: выявить динамику знаний в формировании знаний о безопасности жизни у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Подобрать диагностический инструментарий. 2. Выявить динамику формирования знаний о безопасности жизни у детей старше ...
Способы, уровни, принципы и пути познавательной активности
при использовании технологии кластери
Уровни познавательной активности при использовании технологии кластери. Первый уровень в данной технологии - воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивост ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.