Н.Ф.Голованова выделяет несколько параметров значимости процесса социализации для процесса образования личности:
- параметр целеполагания – выделение в качестве цели воспитания сомореализацию человеком своих способностей;
- параметр осмысления социализации связан с поиском нового содержания образования;
- параметр педагогического значения социализации – поиск результативных способов присвоения детям социального опыта;
- параметр результативности – осмысление качества образования, поиск критериев результативности образования.
Анализ процесса социализации как педагогического явления позволяет представить его содержание в виде структуры, включающей ряд взаимосвязанных компонентов:
- коммуникативный компонент – овладение языком и речью.
- познавательный компонент – освоение определенного круга знаний об окружающей действительности.
-поведенческий компонент – усвоение индивидуумом модели поведения.
- ценностный компонент – отношение индивидуума к ценностям общества.
Социальное развитие осуществляется двумя путями: в ходе стихийного взаимодействия человека с социальной действительностью и окружающим миром и в процессе целенаправленного приобщения человека к социальной культуре. Второй путь социального развития осуществляется посредством целенаправленного образования, содержанием которого являются различные аспекты социальной культуры.
А.В.Мудрик считает, что социализация человека – это переход от ″младенческой бессознательной гармонии через дисгармонию к будущей мужественной гармонии″. Необходимо сделать так, чтобы этот переход был безболезненный во всех сферах жизнедеятельности детей, подростков, юношей. Нам, взрослым, важно, чем является для них окружающий мир и кем является каждый из них сам для себя в этом мире.
Л.М.Фридман и И.Ю.Кулагина, рассматривая социальное развитие ребенка в онтогенезе, определили следующие ступени.
1. К 3 годам у ребенка завершается первый цикл знакомства с человеческим миром и начинается новый уровень социального развития, когда не только общество определяет отношения с ребенком, но и он сам, вычленив свое ″Я″, начинает все больше вступать в отношения с другими людьми, обществом.
2. У 6-9 летнего ребенка происходит появление теоретического отношения к деятельности, произвольности психических процессов, внутреннего плана действий.
3. Между 9 и 10 годами начинается третий уровень социального развития, когда ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать себя как субъекта, вступит в широкий круг общественных отношений.
4. В 15 лет вычленяется новый промежуточный рубеж социального развития (″я в обществе″). Если в 14 лет подростка более интересует самооценка и принятие его другими, то уже в 15 лет основное место занимают вопросы развития способностей, выработки умений, интеллектуальное развитие.
5. От 15 до 17 лет идет развитие абстрактного мышления, рефлексия собственного жизненного пути, стремление к реализации себя.
Наиболее крупными ступенями социального развития личности от рождения до зрелости являются фазы ее становления: на первой (от 0 до 10 лет) – собственно детство - происходит становление личности на уровне еще неразвитого самосознания, на второй (от 10 до 17 лет) – фаза подростничества – происходит активное формирование самосознания, социальной позиции.
Каждая стадия социализации ребенка отличается его новым статусом во внутреннем (субъект, личность, индивидуальность) и внешнем планах развития (адаптивность, интегративность, индивидуализированность).
Дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений, для процесса его социализации. Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразных социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта, накопленного предшествующими поколениями, происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями, у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.
Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребёнка к условиям ДУ можно только совместными усилиями ДУ и семьи. Задача родителей – сделать всё необходимое, чтобы малыш как можно меньше страдал в отрыве от ...
Роль и место художественного текста в формировании лексической компетенции
Текст – объединенная смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и целость. В лингвистике текстом называется последовательность вербальных знаков. Однако свести это понятие только к категориям языкового пла ...
Методика развития интеллектуальных способностей средствами математики
Как результат обновления дошкольных образовательных программ в системе ДОУ, в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуа ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.