Уровень понимания детьми того или иного эмоционального состояния зависит от ряда условий:
- от знака и модальности эмоции. Так, положительные эмоции распознаются детьми легче и лучше (радость, например), чем отрицательные (гнев, страх);
- от возраста и накопленного в процессе жизни и общения опыта распознавания эмоционального состояния в различных жизненных ситуациях, в различном эмоциональном микроклимате и пр. Подобный опыт накапливается у детей чаще всего стихийно, но его обогащение может быть и специально организовано, что, безусловно, повышает возможности и умение
детей понимать эмоциональное состояние;
- от степени владения ребенком словесными обозначениями эмоций.
Однако, несмотря на формирующуюся в дошкольном возрасте способность встать в позицию другого человека, эмоционально отзываться на переживания людей, соответствующее указанным возможностям ребенка его поведение все еще ограниченно рамками собственного опыта и кругом общения и, безусловно, требует со стороны взрослого организации определенной развивающей работы.
Социальный опыт – это всегда результат действий ребенка, его активного взаимодействия с окружающим миром.
Социальный опыт приобретается ребенком:
- в процессе осваивания обширного фонда социальной информации, умений и навыков;
- в процессе общения в рамках различных социальных групп, усваивая социальные символы, установки, ценности;
- в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая нормы поведения.
По мнению А.В.Мудрика потребность в эмоциональном контакте со сверстниками и необходимость реализации себя в дружеском и товарищеском общении у ребят очень велика, но не все могут ее удовлетворить. Одним из наиболее эффективных средств реализации этой возможности является стремление соответствовать детской субкультуре.
Посредством детской субкультуры удовлетворяются важнейшие социальные потребности ребенка, такие как потребность в изоляции от взрослых, близости с другими людьми за пределами семьи, потребность участвовать в самостоятельных и в социальных изменениях.
Детская субкультура – особая система бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, форм общения и деятельности самих детей, своего рода культура в культуре, живущая по специфическим и самобытным законам.
В содержании детской субкультуры разные авторы (В.В.Абраменкова, Т.И.Алиева, М.С.Егорова и др.) выделяют различные компоненты:
- народные игры;
- детский фольклор;
- детский юмор;
- детское философствование;
- детский правовой кодекс;
- детская мода;
- собирательство и коллекционирование.
Детская субкультура выполняет определенные функции:
1. Важнейшую и самую первую личностную категорию – половую принадлежность – ребенок усваивает во многом благодаря другим детям.
2. Детская субкультура предоставляет ребенку экспериментальную площадку для опробования себя, определения границ своих возможностей, усиливает хону вариативного развития, готовя его к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях.
3. Пространство детской субкультуры создает ребенку ″психологическое укрытие″, защиту от неприятных воздействий взрослого мира, т.е. выполняет психотерапевтическую функцию.
4. Детская субкультура выполняет культуроохранительную функцию, передавая из поколения в поколение утраченные жанры и обряды.
Приобщение ребенка к детской субкультуре способствует гармонизации социализации - индивидуализации ребенка в группе сверстников, осознание своего социального "Я" и формирование готовности к позитивному принятию роли школьника в будущем.
Семейные взаимоотношения
и их влияние на становление личности детей
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительнос ...
Педагогические основы художественного воспитания в кружке изобразительного искусства
В соответствии с законом Российской федерации "Об образовании" видоизменяется система внешкольной работы, в том числе внешкольного воспитания, привлекается внимание к дополнительному образованию - в сфере досуга, что немаловажно для развития личности ребенка. Система внешкольного воспитан ...
Оптимизация физического развития и укрепление
здоровья учащихся как приоритетные цели физкультурного образования и спортивной
подготовки
Основной целью физического образования школьников является обеспечение полноценного, гармонического физического развития и укрепление здоровья. Это положение закреплено в Законе "Об образовании", в соответствии с которым здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государств ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.