Воспитание – непременная составляющая широкого и многофакторного процесса социализации. Воспитание обеспечивает не только ″вход в социум″, но и ″обретение себя″. Без воспитания эти два взаимосвязанных процесса неосуществимы.
В психологическом словаре воспитание трактуется как процесс взаимодействия субъектов общения, обеспечивающий формирование личности.
А.В.Мудрик характеризует процесс воспитания как ″форму совместной деятельности членов общества по использованию материальных, финансовых, духовных, человеческих ресурсов общества для планомерного создания условий удовлетворения важнейшей социальной потребности – развития членов общества″.
Понимание воспитания как процесса организованной социализации, обеспечивающего становление социального опыта воспитанников, указывает на то, что результат воспитания следует устанавливать по степени проявления у детей способности разрешить жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.
Как любой процесс воспитание протекает под воздействием определенных методов. Назначение методов воспитания многогранно. Посредством методов осуществляется комплексное формирование сознания, поведения, убеждения, идеалов, привычек, навыков, чувств, воли, характера, нравственных качеств и т.д., что указывает на широкие возможности их применения – от самых общих компонентов личности воспитанника до конкретных качеств. В связи с этим надо учитывать как боле конкретные, так и более общие последствия применения методов воспитания в определенной ситуации.
К основным методам воспитания относятся:
- метод стимулирования, направленный на повышение стремления воспитанника к участию в определенной деятельности, активизацию внимания, восприятия, эмоциональной сферы;
- метод репродуцирования, направленный на осуществление воспитывающей деятельности, посредством выполнения воспитанником конкретных действий определенным способом;
- метод закрепления и обогащения, направленный на формирование у воспитанника необходимых качеств личности, активизацию самостоятельных усилий воспитанника;
- метод содействия и творчества, обеспечивающий благоприятные условия и содействие самостоятельной деятельности воспитанника.
В условиях современного воспитания важно, чтобы воспитатель осознавал себя в качестве агента социализации. Именно воспитатель, проявляя себя агентом социализации, демонстрирует детям ожидания ближайшего социального окружения, создает условия для добровольного воспроизводства ими социальных связей и отношений.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что процесс социализации предполагает реализацию комплексного подхода, предполагающего взаимосвязь всех структурных компонентов:
- сохранение семейных ценностей и установок;
- осуществление гендерного подхода в воспитании и образовании;
- создание условий для успешной адаптации ребенка к социальному миру;
- организация разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;
- приобщение ребенка к ″всеобщему социальному″ и постепенное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры;
- осознание и реализация социализирующей сущности воспитания.
Основными линиями социального развития являются: социализация как процесс приобщения к социальной культуре, ее интериоризации, обеспечивающей социальную адаптацию индивида в обществе, и индивидуализация как процесс обособления, становления универсальных социальных способностей.
Праздник "Первый школьный день"
Оформление класса: Доска украшена разноцветными шариками. Из длинных шариков собрана ромашка. Яркие атласные ленты лучами отходят от шаров. Надпись на доске цветными мелками. "Здравствуй, школа!" Элементы украшения – это школьные принадлежности , выдержки из цитат, пословицы о знаниях, шк ...
Применение разработанного электронного портфолио в
практической деятельности учителя
В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. На основании этого я решил провести работу по созданию своего электронного портфолио и применить его в практической деятельности учителя. Рассмотрев подходы Камзеевой Е.Е., Калмыковой И.Р. к созданию электронного портфолио ...
Сущность эстетического воспитания, его содержание,
цели и задачи
Как и любая деятельность – эстетическое воспитание имеет свою цель. Следует различать ближайшую и конечную цели. Ближайшая цель эстетического воспитания состоит в формировании правильного эстетического отношения к тем или иным явлениям деятельности, такое воспитание эстетических чувств, понятий, су ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.