Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение детей, обычно выделяют:
- недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
- сниженный уровень саморегуляции;
-- неразвитость игровой деятельности;
- сниженную самооценку,
- нарушения в отношениях со сверстниками.
Таблица 1
Классификация видов агрессии
Разделение по направленности на объект. |
Гетероагрессия - направленность на окружающих - убийство, изнасилование, побои, оскорбления, ненормативная лексика и т.д. |
Аутоагрессия – направлена на себя: самоуничтожение, саморазрушающее поведение, психосоматические заболевания. |
Разделение по причине появления. |
Реактивная агрессия – ответная реакция на какой-то внешний раздражитель (ссора, конфликт и пр.) |
Спонтанная агрессия – появляется без видимой причины, под влиянием каких- то внутренних импульсов (накопление отрицательных эмоций, неспровоцированная агрессия при психичес- ких заболеваниях. |
Разделение по целенаправленности. |
Инструментальная агрессия – совершается как средство достижения результата. |
Целевая (мотивированная) агрессия – выступает как заранее спланированное действие, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. |
Разделение по открытости проявлений. |
Прямая агрессия – направляется на объект, вызывающий раздражение, тревогу или возбуждение: открытое хамство, применение физической силы или угрозы расправы и пр. |
Косвенная агрессия – обращена на объекты, непосредственно не вызывающие возбуждение, но более удобные для проявления агрессии (доступны и безопасны). Например: отец срывает злость на всей семье, придя, домой с работы не в духе. |
Разделение по форме проявлений. |
Вербальная – выражена в словесной форме: угрозы, оскорбления, содержание которых говорит о наличии отрицательных эмоций и возможности нанесения морального и материального ущерба противнику. |
Экспрессивная - проявляется невербальными средствами: жестами, мимикой. Интонацией голоса и пр. Физическая – прямое применение морального и физического ущерба противнику. |
И.А.Фурманов делит агрессивное поведение на две формы:
А. Социализированная.
Дети используют агрессию для привлечения внимания. Такое поведение направлено на получение эмоционального отклика от других или отражает стремление к контактам со сверстниками. Добившись внимания партнёров они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия. Агрессия носит непроизвольный характер, враждебные действия быстро сменяются дружелюбными.
Б. Несоциализированная.
Дети страдают психическими расстройствами (эпилепсия, шизофрения, органическое поражение головного мозга) с негативными эмоциональными состояниями (тревога, страх, дисфория). Отрицательные эмоции и сопровождающая их враждебность могут возникнуть спонтанно, а могут быть реакцией на психотравмирующую или стрессовую ситуацию. Личностными чертами таких детей являются весьма высокая тревожность, эмоциональное напряжение, склонность к возбуждению и импульсивному поведению. Внешне это проявляется прямой вербальной и физической агрессией.
Фурманов выделил четыре группы детей, основываясь на проявлениях агрессии:
▪ Дети, склонные к проявлению физической агрессии.
Это активные, деятельные и целеустремлённые ребята, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонность и авантюризмом. У них отмечают лидерские качества, умение сплотить сверстников, умение правильно распределить групповые роли, увлечь за собой. В то же время демонстрируют свою власть, доминируют над другими людьми и проявляют садистские тенденции.
▪ Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии.
Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатления угрюмых, недоступных и высокомерных. Для них характерен постоянный конфликт внутриличностный, который влечёт за собой состояния напряжения и возбуждения. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители легко вызывают у них вспышки раздражения, гнева и страха.
Методика развития интеллектуальных способностей средствами математики
Как результат обновления дошкольных образовательных программ в системе ДОУ, в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуа ...
Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью
технологии кластери
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфичес ...
Способы описания алгоритмов
Рассмотрим три способа описания алгоритмов: словесно-формульный (на естественном языке с использованием математических формул); графический (блок-схема); на языке программирования (программа). Для наглядности рассмотрим пример решения квадратного уравнения с помощью всех трёх способов. 1 способ: сл ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.