Педагогика » Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников » Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников

Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников

Страница 1

Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры.

Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.

Исследования отечественных и зарубежных ученых - философ, социолог, историков культуры (ГайнцЛибшер, Георг Клаус, К.Г. Юсупов, В.И. Истомин, В.И. Устименко, Д.Н. Узнадзе и др.) рассматривают своеобразие игры, ее роль и значение в жизни общества и отдельной личности, в человеческой культуре. Исследователи отмечают ценность игры, ее условность, а также указывают на ее значение в формировании социального поведения, самоутверждения человека, на возможность прогнозирования его поведения в ситуации общения.

Игра - самовыражение человека, способ его совершенствования.

Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности

Для детей игра, которую принято называть "спутником детства", составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышления, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Игра выступает как важное средство воспитания.

В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе игра рассматривается как деятельность особого рода, которая характеризуется наличием всех компонентов деятельности: цель, мотив, средств и даже в ряде случаев говорят о результате, но при этом каждый из элементов игровой деятельности специфичен. Игра, как вид деятельности, направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя ни ребенок, ни взрослый ее намеренно не ставит. Эта цель сливается с мотивом игры, т.к. единственным побуждением, направляющим активность ребенка на игру, является неудержимое стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и в труде взрослых, с их практическими действиями и взаимоотношениями.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается удивительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. (В.А. Сухомлинский).

Проблеме игры детей дошкольного возраста посвящены многие отечественные исследования. Одни из них направлены на изучение теории ролевой творческой игры (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Ф.И. Фрадкина, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин, Т.Е. Конников, Д.В. Менджерицкая, P. M. Римбург, Р.И. Жуковская, А.В. Чернов, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванкова и т.д.). В других определяются особенности, место и значение дидактических и подвижных игр в педагогическом процессе (Е.И. Радина, А.И. Сорокина, Е.И. Удальцова, В.Р. Беспалова, З.М. Богуславская, Б.И. Хачапуридзе, В.Н. Аванесова и т.д.). Третьи раскрывают значение игры в художественном воспитании детей (П.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Н.В. Артемова и др.).

Наиболее распространенными в XIX и начале XX в. были следующие теории игры:

К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни. И что источником игры являются инстинкты, то есть биологические механизмы.

3. Фрейд, считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценностью. Не имея возможности в действительности быть шофером, доктором, ребенок замещает эту реальной роль игрой. В этой вымышленной жизни он "изживает" присущие ему влечения и желания.

Хотя приведенные объяснениями игры кажутся как будто неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка.

Принципиально иначе подходят к объяснению природы игры русские и советские ученые. Уже в дореволюционные время П.Ф. Каптерев, В.Ф. Лесгафт, К.Д. Ушинский высказывались за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Функции и виды педагогической диагностики
Функциями педагогической диагностики (в переводе с греч. "способность распознавать") являются: информационная (сбор сведений о личности, коллективе в целом); оценочная (установление уровня образования, уровня развития коллектива, уровня развития отдельного качества личности и др.); коррек ...

Металлофон
В наше время существует довольно много инструментов, звук в которых возникает от колебания упругого металлического тела. Это треугольники, гонг, колокольчики, тарелки и другие ударные инструменты. Все они объединяются общим наименованием - металлофон. Один из металлофонов, вибрафон, особенно интере ...

Личностные особенности родителей в воспитании
Во многих описаниях отношения и поведения родителей, скрыто или явно присутствует указание на особенности личности родителя как на источник основного информационно-воспитательного элемента для ребенка. Отдельно исследователями выделяется гиперопекающее поведение, связанное с чувством вины у родител ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru