Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста актуализируется сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникший ценностный вакуум, бездуховность, обусловленная отчуждением человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к изменению понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации. Требует переосмысления сама система нравственного воспитания дошкольника. Данное направление исследований в современной отечественной педагогике по числу разработок, их полноте и системности обеспечено слабее, чем умственное, физическое и другие виды воспитания. Если в ранее существовавшей практике дошкольных учреждений нравственное воспитание определялось идеологическими стандартами и ограничивалось знакомством с некоторыми нравственными нормами (правилами вежливости, этикета), а методы нравственного воспитания основывались на внешнем воздействии на ребенка (метод убеждения, внушения, этические беседы), то сегодня доминирующими ориентирами в определении содержания нравственного воспитания должны стать такие общечеловеческие ценности, как добро, справедливость, гуманизм (B. C. Библер, В.А. Блюмкин, Е.В. Бондаревская, P. P. Калинина, A. M. Счастная, Н.И. Цуканова).
Гуманизм - это качество, выражающееся в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии.
Современная система дошкольного образования в настоящее время находится в состоянии обновления и развития. Она гибко реагирует на потребности общества и личности.
Важной задачей ДОУ становится совершенствование педагогического процесса и повышение качества образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающую творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ему проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека являются характер его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, эмпатии. Исследования показывают, что все эти проявления могут формироваться у детей уже в дошкольном возрасте. В основе их формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания другого на себя. А.В. Запорожец называл умение понять другого новым видом внутренней психической активности ребенка.
Несмотря на изменения условий жизни современного дошкольника, на достижения педагогики в плане изучения сущности игры, давно сложившийся "идеал" сюжетной игры как "коллективной проработки знаний" до сих пор является стереотипом сознания многих поколений воспитателей
В процессе игры у дошкольника развиваются такие качества, как товарищество, доброты, чувство долга. Например, игра "Больница", выполняя роль врача, дети понимают, что врач должен лечить, помогать людям.
Исследованием процесса воспитания гуманных качеств в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста, занимаются следующие педагоги-психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.
В ходе исследования была поставлена следующая проблема, при каких педагогических условиях развитие гуманных качеств в сюжетно-ролевой игре будет проходить эффективнее.
Целью нашей исследовательской работы стала необходимость определить роль сюжетно-ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников.
сюжетная ролевая игра дошкольник
Объектом был определен процесс нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста, предметом - воспитание гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре.
В ходе работы была выдвинута гипотеза, что воспитание гуманных качеств будет успешным, если:
Будет использована и разработана система сюжетно-ролевых игр для воспитания гуманных качеств.
Будет создана психологически комфортная сфера для воспитания гуманных качеств.
Для решения выдвинутой проблемы были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть теоретические основы воспитание гуманных качеств в процессе сюжетно-ролевых игр.
2. Определить, критерии и уровни воспитания гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить психолого-педагогические условия использования сюжетно-ролевых игр, способствующих воспитанию гуманных качеств.
Так же использовалась сложившаяся в педагогике традиционная система методов исследования:
анализ теоретических вопросов по проблеме исследования;
эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, анализ продуктов детской деятельности, экспериментальное обучение).
Теоретика методологическую основу исследования составляет концепция игровой деятельности Н. Коротковой, Н. Михаиленко, воспитания нравственных качеств у старших дошкольников A. M. Виноградовой, А.Д. Кошелевой.
Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками
Отечественной педагогикой накоплен значительный опыт работы со слабыми и отстающими в учении школьниками. Проблема подхода к отстающим детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отн ...
Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с
нарушениями слуха
Первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма – овладение грамотой. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, читающ ...
Игра как особый вид деятельности ребенка
Игра – одно из самых древних занятий людей. Наверное, с появлением на земле человека у него родилась потребность играть. Люди всегда играют с удовольствием. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает человек ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.