Педагогика » Роль сюжетно-ролевой игры в воспитании гуманных качеств у старших дошкольников » Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Изучение уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения №67 "Подснежник", в семейной группе.

Экспериментальная часть исследования включает в себя 3 этапа:

а) - констатирующий этап эксперимента;

б) - формирующий этап эксперимента;

в) - контрольный этап эксперимента.

В эксперименте участвовало 14 детей.

7 детей - экспериментальная группа.

7 детей - контрольная группа.

Для определения уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста были выделены следующие критерии:

1). Отношение детей к людям (взрослым и сверстникам);

2). Отношение ребенка к самому себе;

3). Отношение детей к природе.

На основании критериев нами были выделены уровни развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень:

- активное выражение своих чувств;

- оказывание помощи другим;

умение сочувствовать по отношению к животным, растениям;

проявление бережного отношения к окружающим;

- доброжелательность;

проявление доброты, отзывчивости, сопереживания - эмпатии.

I. Средний уровень:

ребенок сочувствует;

ребенок не всегда сопереживает;

мало выражается в доброте;

II. Низкий уровень:

ребенок малоактивен;

плохо проявляет отзывчивость;

ребенок не умеет со - радоваться;

ребенок не выражает чувств;

Цель констатирующего эксперимента: определить уровни развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Для выявления уровня развития гуманных качеств, нами были привлечены дети старшего дошкольного возраста.

Индивидуально с каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития гуманных качеств. На констатирующем этапе нашей исследовательской работы мы использовали следующие методики:

Беседа на тему: "Что значит стеснительность, скромность?" (В.Г. Щур). (Приложение №1) Цель этой методики заключалась в том, чтобы довести до понимания детей содержание понятий "скромность", "стеснительность", научить оценке и самооценке поведения.

Воспитатель начинает беседу, беря в руки персонажей кукольного театра и изображая их поведение. (Куклы перебивают друг друга, вскакивают, тянут руку, встают). Результаты обследования, по данной методике следующие: из четырнадцати детей только двое детей (А. Намжил; Е. Дарима) показали себя с положительной стороны.

Эти дети не вскакивали, не перебивали, внимательно слушали, вели себя хорошо. Семь детей (Б. Женя; Б. Даша; В. Саша; Е. Вика; Ш. Даниил; Е. Марго; Е. Андрей) старались не перебивать, слушать внимательно, но не всегда. Пять детей (М. Клим; К. Настя; М. Маша; С. Майя; Л. Дима) показали низкий уровень, т.к. очень бурно высказывали свои чувства, не слушали воспитателя и детей. Таким образом, получены следующие данные по итогам беседы на тему "Что значит стеснительность, скромность?" (Таблица №1).

Таблица №1

Уровни

Дети

%

Высокий

2

14,2

Средний

7

50

Низкий

5

35,8

Следующую беседу мы провели на тему: "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?" (Р.С. Немов) (Приложение №2). Целью этой беседы было закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своесочувствие, оказывать помощь. Была осуществлена предварительная работа: просмотр диафильмов "Золушка", "Сказка о золотой рыбке"; чтение сказок "Дикие лебеди", "Аленький цветочек". Звучит магнитофонная запись плача ребенка. По итогам данной методики у трех детей (А. Намжил; Е. Дарима; Б. Женя) выявлен высокий уровень, так как они очень ярко выражали свои чувства, переживали, сочувствовали, у них было желание помочь другим, чтобы им было хорошо. У семи детей (Б. Даша; В. Саша; Е. Вика; Ш. Даниил; Е. Марго; Е. Андрей; М. Клим) выявлен средний уровень. Они менее активно выражали свои чувства, не были уверены в своем ответе. Низкий уровень проявили четыре ребенка (К. Настя; М. Маша; С. Майя; Л. Дима), они не выражали никаких чувств сопереживания. Результаты методики отражены в таблице №2.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Категории мифов. Специфика кельтской мифологии
Мифы этиологические, космогонические, астральные, солярные, лунарные, календарные, теогонические, антропогонические, героические, близнечные, эсхатологические, тотемические. Особенности кельтской мифологии. Сопоставление с античными мифами. Соотнесение греческих и кельтских божеств по функциональны ...

Анализ форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования
Программа изучения форм организации социального воспитания подростков в микросреде учреждения дополнительного образования (на примере МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей»). Пояснительная записка. Данная программа предназначена для изучения форм организации социального воспитания подрос ...

Проявление агрессии в личностных характеристиках и поведении детей подросткового возраста
В данном параграфе рассмотрим проявление агрессии в подростковом возрасте. Одним из самых сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывают возраст от 10-11 до 14 лет, но ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru