Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного образовательного учреждения №67 "Подснежник", в семейной группе.
Экспериментальная часть исследования включает в себя 3 этапа:
а) - констатирующий этап эксперимента;
б) - формирующий этап эксперимента;
в) - контрольный этап эксперимента.
В эксперименте участвовало 14 детей.
7 детей - экспериментальная группа.
7 детей - контрольная группа.
Для определения уровня развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста были выделены следующие критерии:
1). Отношение детей к людям (взрослым и сверстникам);
2). Отношение ребенка к самому себе;
3). Отношение детей к природе.
На основании критериев нами были выделены уровни развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень:
- активное выражение своих чувств;
- оказывание помощи другим;
умение сочувствовать по отношению к животным, растениям;
проявление бережного отношения к окружающим;
- доброжелательность;
проявление доброты, отзывчивости, сопереживания - эмпатии.
I. Средний уровень:
ребенок сочувствует;
ребенок не всегда сопереживает;
мало выражается в доброте;
II. Низкий уровень:
ребенок малоактивен;
плохо проявляет отзывчивость;
ребенок не умеет со - радоваться;
ребенок не выражает чувств;
Цель констатирующего эксперимента: определить уровни развития гуманных качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Для выявления уровня развития гуманных качеств, нами были привлечены дети старшего дошкольного возраста.
Индивидуально с каждым ребенком была проведена диагностика уровня развития гуманных качеств. На констатирующем этапе нашей исследовательской работы мы использовали следующие методики:
Беседа на тему: "Что значит стеснительность, скромность?" (В.Г. Щур). (Приложение №1) Цель этой методики заключалась в том, чтобы довести до понимания детей содержание понятий "скромность", "стеснительность", научить оценке и самооценке поведения.
Воспитатель начинает беседу, беря в руки персонажей кукольного театра и изображая их поведение. (Куклы перебивают друг друга, вскакивают, тянут руку, встают). Результаты обследования, по данной методике следующие: из четырнадцати детей только двое детей (А. Намжил; Е. Дарима) показали себя с положительной стороны.
Эти дети не вскакивали, не перебивали, внимательно слушали, вели себя хорошо. Семь детей (Б. Женя; Б. Даша; В. Саша; Е. Вика; Ш. Даниил; Е. Марго; Е. Андрей) старались не перебивать, слушать внимательно, но не всегда. Пять детей (М. Клим; К. Настя; М. Маша; С. Майя; Л. Дима) показали низкий уровень, т.к. очень бурно высказывали свои чувства, не слушали воспитателя и детей. Таким образом, получены следующие данные по итогам беседы на тему "Что значит стеснительность, скромность?" (Таблица №1).
Таблица №1
Уровни |
Дети |
% |
Высокий |
2 |
14,2 |
Средний |
7 |
50 |
Низкий |
5 |
35,8 |
Следующую беседу мы провели на тему: "Что такое "хорошо" и что такое "плохо"?" (Р.С. Немов) (Приложение №2). Целью этой беседы было закрепить умение детей замечать, что кому-то плохо, выражать своесочувствие, оказывать помощь. Была осуществлена предварительная работа: просмотр диафильмов "Золушка", "Сказка о золотой рыбке"; чтение сказок "Дикие лебеди", "Аленький цветочек". Звучит магнитофонная запись плача ребенка. По итогам данной методики у трех детей (А. Намжил; Е. Дарима; Б. Женя) выявлен высокий уровень, так как они очень ярко выражали свои чувства, переживали, сочувствовали, у них было желание помочь другим, чтобы им было хорошо. У семи детей (Б. Даша; В. Саша; Е. Вика; Ш. Даниил; Е. Марго; Е. Андрей; М. Клим) выявлен средний уровень. Они менее активно выражали свои чувства, не были уверены в своем ответе. Низкий уровень проявили четыре ребенка (К. Настя; М. Маша; С. Майя; Л. Дима), они не выражали никаких чувств сопереживания. Результаты методики отражены в таблице №2.
Методика реализации внутри- и межпонятийных связей
Реализация внутрипонятийных связей преследует цель научить учащихся выделять существенные признаки понятия, сформировать у них умение переформулировать определения понятий через другую совокупность существенных признаков. Учащиеся должны из набора существенных признаков объекта уметь устанавливать ...
Методические рекомендации по работе с кластерами на уроках географии
Применение технологии кластери на уроках географии является одним из активизирующих методов обучения. Методы активного обучения (МАО) - совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихс ...
Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального
воспитания подростков
Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.