Для увеличения эффективности уроков физической культуры была выделена четвёртая группа упражнений, оказывающих прямое влияние на познавательное развитие младших школьников в процессе физического воспитания.
Физические упражнения для развития познавательной сферы непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей, таких как различные виды восприятия, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь. Суть данных упражнений заключается в сочетании двух компонентов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К.Н. Корниловым, трата энергии в центральном пункте нервной системы и в рабочем органе находится в обратном отношении. Чем больше затрата центральной энергии, тем слабее её внешнее обнаружение, и наоборот, чем интенсивнее внешний эффект реакции, тем слабее центральный момент. Опираясь на данный принцип, был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1) синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр, при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2) последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествуют выполнению двигательного действия или выполняются после его завершения). При этом упражнения высокой сложности, направленные на умственное развитие ребёнка, включаются тогда, когда двигательные действия не требуют значительных мышечных напряжений (основные виды движений на стадии закрепления и совершенствования, общеразвивающие и строевые упражнения, игры средней и малой подвижности).
Все уроки физической культуры, проводимые нами были подчинены определенному сюжету и носили название «Морское царство». Используемые приемы имитации и подражания, образные сравнения соответствовали психологическим особенностям младших школьников, облегчали процесс запоминания, освоения упражнений, повышали фон занятий, способствовали развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности. При разработке методики были сохранены традиционно сложившиеся характерные черты уроков физической культуры.
В подготовительной части решались вопросы организации детей, создавался необходимый эмоциональный фон и психологическая установка на предстоящую работу, это достигалось во время обеспечения порядка при подготовке к началу урока (переодевание, размещение инвентаря и т.д.), построения перед входом в зал, сообщения задач занятия, специальных упражнений на внимание и др.
Для функциональной подготовки организма к предстоящей основной деятельности использовались различные вариантами ходьбы и бега. Все они для активизации детей и повышения моторной плотности занятий содержали речитативы, которые подсказывали дальнейшие задания.
Заканчивалась подготовительная часть игровыми заданиями и подвижными играми с использованием общеразвивающих упражнений. Обязательно включались задания на развитие мелкой моторики рук и содружественного развития руки и глаза, такие как манипулирование различными предметами (мячи, палки, шарики, кубики, булавы и др.).
Феноменологическая характеристика социальной адаптации
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества. В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом ...
Психолого-педагогическая характеристика группы
9 "А" класс. В классе 21 ученик, возраст учеников – 16 лет, абсолютное большинство – девочки – 15 человек, мальчиков всего шесть. Интересы большинства учащихся класса соответствуют профильной направленности их обучения. Общая успеваемость – хорошая, при этом явно отстающих учеников нет. О ...
Признаки задержки речевого развития
У ребенка значительная задержка речевого развития, если: 12 месяцев – ребенок мало лепечет; 18 месяцев – не понимает простых слов, своего имени, названий окружающих предметов, не выполняет простые просьбы типа «сядь», «иди ко мне»; 2 года – использует всего несколько простых слов, не пытается повто ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.