Когда говорят о способах формирования навыка, чаще всего считают, что основное — это упражнения и тренировка, тренировка и упражнения. Действительно, без упражнений и повторений сформировать навык нельзя, но многократные упражнения наиболее целесообразны и эффективны на третьем этапе формирования навыка, а первые два этапа — это осознанная деятельность (а не только механические упражнения). До тех пор, пока ребенок не осознал, не осмыслил, “как делать” (т. е. не осознал алгоритм действия, а, например, при выполнении каждой отдельной буквы — схему, траекторию движения — “откуда начать, куда вести, где закончить”), пока не сформирована задача действия, “упражнять” ребенка не только бессмысленно, но и вредно. “Перескок” через два этапа (аналитический и синтетический) не только не способствует формированию навыка, но и тормозит его.
Исследованиями психологов и физиологов доказано, что в начале обучения письму (на первом этапе), дети сосредотачивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих пространственную ориентацию движений и графическую правильность выполнения (“откуда начинать, куда вести, где закончить”), не говоря о том, что одновременно решается задача перекодировки фонемы (звучащей буквы) в графему (ее графическое изображение). На этом этапе ребенок обязательно должен осознавать не только то, что он должен сделать, но и как это сделать правильно, в соответствии с требованиями. Следует знать, что на начальном этапе обучения каждый элемент выписывается в отдельности, даже если мы требуем писать слитно всю букву сразу. Еще труднее писать слитно (безотрывно) несколько букв. Объективной закономерностью начального этапа является также сосредоточенное внимание к графике: ребенок не только постоянно контролирует то, что делает, но и думает, что и как нужно делать дальше. Вот эта необходимость осмысливать и осознавать действие определяет временную структуру движения при письме на начальном этапе обучения.
Это во многом объясняет, почему так медленно и так напряженно пишут дети, вот почему нельзя их торопить (им ведь нужно осознанно определить “что и как”), вот почему так важно осознанно сформировать “образ действия” — зрительно-двигательный образ буквы. Остановимся подробнее на том, как сформировать осознанное действие.
Существующая методика обучения фактически является модификацией так называемого копировального метода обучения, при котором основное внимание уделяется “обведению по уже написанному”, “по трафарету”. Безусловно, копирование может использоваться как один из элементов обучения, но на более поздних этапах и скорее не при обучении графическим навыкам, а для совершенствования почерка (если такая задача необходима). Почему? Специальные исследования психологов и физиологов доказали, что при механическом копировании (обведении) ребенок делает это неосознанно, процесс формирования навыка требует более длительного времени, и как только мы лишаем ученика трафарета (в том или ином виде), все приходится начинать сначала.
Один из основных принципов существующей методики обучения — принцип “делай как я”, при котором еще мало объясняется, что и как нужно делать, а дети с трудом постигают, что такое строка и ограничивающие ее линии, как необходимо расположить букву на строке, где ее верх и низ, каково соотношение ее частей (деталей или элементов буквы). Самому ребенку, в силу его возрастных психофизиологических особенностей, даже при нормальном ходе развития не просто трудно понять и описать словами всю последовательность своих действий, т. е. сформулировать самому алгоритм (программу) движения, но для большинства 6-летних детей это практически невозможно. Учитывая особенности формирования движений при письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов, и мы фактически можем “сконструировать”, собрать любую букву из этих элементов. При этом очень важно, чтобы для ребенка овал был всегда только овал (а не был разным в букве “о”, “а” “ф” и т. д.).
В русском курсивном письме не так уж и много элементов. В строчных буквах это прямая черта; черта с закруглением внизу (крючок); черта с закруглением вверху и внизу (г ); овалы (о); правые и левые полуовалы; есть еще начальный элемент букв л, м, я; короткие петли, петли выходящие вверх и вниз за строку, точки.
Для понимания принципа построения букв достаточно основных элементов. То же самое относится и к заглавным буквам; все элементы должны быть стандартизированы.
Например, ребенку трудно понять, почему один и тот же "на вид" начальный элемент в заглавных письменных буквах А, П, Т пишется по-разному.
Такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы, еще до того, как он будет учиться писать их. Он сможет сделать это самостоятельно, сначала на примере печатных, а потом уже письменных букв.
Психолого-педагогическая характеристика группы
9 "А" класс. В классе 21 ученик, возраст учеников – 16 лет, абсолютное большинство – девочки – 15 человек, мальчиков всего шесть. Интересы большинства учащихся класса соответствуют профильной направленности их обучения. Общая успеваемость – хорошая, при этом явно отстающих учеников нет. О ...
Активизация познавательной деятельности на уроках географии
с помощью технологии кластери
В условиях модернизации образования главным направлением развития средней школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы преподавания. Невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без ...
Методы и приемы ознакомления детей среднего дошкольного возраста с
хакасскими пословицами и поговорками
Пословицы, поговорки, скороговорки - особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношению н ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.