Детям было дано задание – объяснить значение слов так, как они их понимают. Специальной предварительной работы над этими словами не проводилось. Цель данного задания – пронаблюдать могут ли дети использовать свои творческие возможности в толковании слов и какой путь они для этого выберут. Например: экстренный – важный, срочный; усердный – трудолюбивый, старательный; поразительный – удивительный.
Многие дети подошли к решению данной задачи через подбор слов близких, с их точки зрения, к данным по значению. Но были и интересные находки.
Например, слово хладнокровный объяснили, как холодная кровь. И хотя дети не знакомы с образованием слов, им помогает в некоторых случаях речевое чутье. Это же слово было истолковано как замороженный.
В данном случае мы видим, что проявлены элементы творческого мышления. На вопрос: «У кого может быть холодная кровь?» – дети отвечали: - «У Снежной королевы. Потому что она холодная и злая». Или «У Деда Мороза и Снегурочки. Потому что они сделаны из снега и льда».
Также был апробирован вид работы над стихами.
Детям нравится такой вид деятельности. Он принес им радость и в игровой форме многому научил. Например, игра «Допиши две строчки», смысл которой в том, что нужно подобрать к стихотворному началу окончание так, чтобы получилось смешное четверостишье. Например:
«В зоопарке бегемот,
Проглотил ежа,
И вот…»
Были попытки подобрать ритмически верные фразы при этом не отходя от смыслового содержания:
«… И вот он врача к себе зовет».
«… И вот плачет бедный бегемот».
Здесь учитель:
Задает замысел, поставив задачу: «Допиши две строчки, чтобы было смешно».
Подсказывает путь к решению, ограничив зону поиска средств: задает ритм, количество строк, юмористический характер концовки, даже отчасти лексику.
Играет роль критика, но в скрытом виде!
Оценочное действие самих детей. С критериями оценок дети знакомы с игр – сравнений «Что на что похоже?» и «Открытия». Это неожиданность и точность, новизна, совершенство выражения и т. д.
В данном виде творческой работы учителю важно задать такую атмосферу, чтобы ребята ожидали, хотели услышать удачные варианты, радовались им и успехам участников игры, а не получали удовольствие от возможности сделать критическое замечание товарищу. Стремление учителя было формировать чувство ритма внутри фразы.
Интересной находкой в нашей работе было ведение тетрадей – копилок. Такая работа воспитывает у детей внимание к художественному слову, прививает вкус к прекрасному.
В тетрадь – копилку или в словесную «шкатулку» ребята вписывают слова или предложения, поразившие их точностью, яркостью. Например:
«Ночь подкралась серой волчицей».(М. Шолохов).
«Поймал репейник у дороги
Теленка рыжего за хвост». (М. Тимонин).
Дети с удовольствием несут свои находки в класс. «Открытия детей» используются в дальнейшем на уроках русского языка (например, для подготовки к сочинениям) и чтения.
Девиз этой работы: «Открой в себе волшебника! Поделись радостью открытий!»
Таким образом, казалось бы обычная работа со словом, может способствовать развитию у детей творческого мышления. Важно только так организовать эту работу, чтобы дать возможность детям самим придумывать, дополнять, опровергать, делать открытия в огромном мире русского языка.
Поскольку сочинения для детей имеют определенный жизненный смысл, то и писать их нужно тех жанров, которые им близки, интересны, а также, которые помогут приобрести детям новый для них речевой опыт. Мы решили сочинять загадки.
Конечно, уроку проведения сочинения предшествовала долгая подготовительная работа. Мы играли в сравнения («на что похоже?»), учились подбирать точные слова для словесного рисунка, играли в рифмы, отгадывали загадки, наблюдали за тем, как они «устроены». Этой подготовкой была обеспечена база для проведения коллективной творческой работы.
Как же происходил урок?
На мой вопрос – «Кто любит отгадывать загадки?» – все дети подняли руки.
-А хотите, спросила я, - попробовать их сочинять?
Зазвучали восторги детей. Некоторые боязливо спросили: «Это наверняка трудно?» Я сказала, что помогу им, и предложила обратиться к готовой загадке, чтобы уточнить, как она «устроена».
Так кто же это? (Улитка).
В загадке названо слово «улитка»? (Нет)
Каким же образом вы догадались, что это улитка? Назовите те слова, или слово (носит дом за спиной).
А почему такое сравнение? (Улитка живет в своем домике, прячется в него).
Какие важные признаки этого дома указаны? (Дом витой, улита носит дом за спиной).
Есть ли рифма? (Деле-еле, витой-спиной).
Учитель на доске во время разбора делает следующие записи (перечень основных признаков):
Предмет не назван;
Назван другой, похожий на него;
Показаны важные признаки;
Нестандартный урок-игра "Пойми меня" по русскому языку
6 класс Тема: "Лексика и фразеология". Обобщающий урок Цели: способствовать формированию умения давать лексическое толкование слову, употреблять синонимы, фразеологические обороты в речи; cпособствовать развитию речи, развивать познавательный интерес к предмету; воспитывать любовь к родно ...
Педагогический аспект творческой деятельности учащихся
Можно считать общепризнанным положение о том, что творчество учащихся (и руководство педагогов этой деятельностью) имеет своей конечной целью не столько создание определенного продукта, имеющего общественно полезную значимость, сколько познавательный и воспитательный эффект – формирование знаний, у ...
Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого р ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.