Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и быстрое использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения и других. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
На занятиях по развитию творческих способностей репродуктивные задания используются большей частью с целью быстрого включения учащихся в работу (разминка) и развития психических механизмов, которые лежат в основе их творческих способностей. Несмотря на имеющиеся негативные стороны репродуктивных заданий можно тем не менее различными способами увеличить КПД репродукции. В одних случаях – ограничивая время на выполнение задания с целью развития быстроты реакции и мышления; В других – интегрируя в одном вопросе различные уровни знаний.
Примеры таких заданий:
Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка). Проходят в достаточно высоком темпе, на ответ 2-3 секунды. Чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности войдут в структуру творческого характера, которые могут быть как на уроках, так и на факультативах по разным предметам.
Репродуктивные задания, ориентированные на развитие психических механизмов. Как показал опыт, такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний учащихся, но и стимулирует их познавательную активность.
Задания с отсроченным вопросом. Сущность их в том, что условие задания как бы ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. На первых уроках многие учащиеся испытывают психологический дискомфорт и просят повторить задание еще раз. Только позже, потренировавшись, привыкают к заданиям такого типа, приучаются быть всегда начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении. При этом заметно повышается их устойчивость к разного рода помехам, затрудняющим выполнение заданий.
Интерактивные задания. Позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся и наметить пути их развития. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе занятий по различным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.
1 Этап. Разминка.
Преобладают репродуктивные задачи.
2 Этап.Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей
(памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию способов запоминания и припоминания на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов ( в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой ( а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся.
3 Этап.Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.
4 Этап.решение творческих задач.
Можно разделить задачи на два типа:
творческие задания, связанные с той или иной учебной деятельностью, требующие большей или полной самостоятельности и рассчитанные на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний;
задачи повышенной трудности интегративного характера, отличающиеся тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
Если говорить о формировании детского литературного творчества, здесь уже, пожалуй, не все очевидно. Нужно ли, например, каждого ребенка учить писать стихи? Зачем? Чтобы все выросли поэтами? Разве в этом есть необходимость?
Определение понятия « выразительность речи»
Речь человека богатая различными интонационными характеристиками считается выразительной. Просодика – сложный комплекс элементов, включающий мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения различных синтаксических значений и категорий, ...
Профессиональная деятельность спортивного педагога: определение, структура
На земле тысячи профессий. Каждая из них включает в себя множество специальностей, которые отражают исторический процесс общественного разделения труда. И каждая профессиональная деятельность подчиняется ряду правил, принципов, норм, каждая имеет специфическую организацию, которая выражается в стру ...
Психолого-педагогические основы методики обучения грамоте детей с
нарушениями слуха
Первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма – овладение грамотой. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, читающ ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.