Ученые отмечают, что развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «творческие способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа, поэтому эпизодическое использование творческих задач не принесет желаемого результата. Познавательные задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечивать переход от репродуктивных, формально-логических, действий к творческим. Необходимо также помнить, что творческие способности рассматриваются как то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и быстрое использование на практике. Поэтому нельзя не отметить огромное значение для развития творческих способностей уровня развития психических механизмов - памяти, внимания, воображения и других. Именно эти качества являются основой развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся.
На занятиях по развитию творческих способностей репродуктивные задания используются большей частью с целью быстрого включения учащихся в работу (разминка) и развития психических механизмов, которые лежат в основе их творческих способностей. Несмотря на имеющиеся негативные стороны репродуктивных заданий можно тем не менее различными способами увеличить КПД репродукции. В одних случаях – ограничивая время на выполнение задания с целью развития быстроты реакции и мышления; В других – интегрируя в одном вопросе различные уровни знаний.
Примеры таких заданий:
Задания с ограниченным временем на выполнение (разминка). Проходят в достаточно высоком темпе, на ответ 2-3 секунды. Чередуются вопросы из разных областей знаний. Такая работа придает дух соревновательности, концентрирует внимание, развивает умение быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Все эти навыки в совокупности войдут в структуру творческого характера, которые могут быть как на уроках, так и на факультативах по разным предметам.
Репродуктивные задания, ориентированные на развитие психических механизмов. Как показал опыт, такие задания дают возможность не только быстро и качественно проверить уровень знаний учащихся, но и стимулирует их познавательную активность.
Задания с отсроченным вопросом. Сущность их в том, что условие задания как бы ориентирует ученика на уже привычный для него ход решения, который в итоге оказывается ошибочным. На первых уроках многие учащиеся испытывают психологический дискомфорт и просят повторить задание еще раз. Только позже, потренировавшись, привыкают к заданиям такого типа, приучаются быть всегда начеку, концентрируя внимание и память в нужном направлении. При этом заметно повышается их устойчивость к разного рода помехам, затрудняющим выполнение заданий.
Интерактивные задания. Позволяют в короткий срок выявить интересы учащихся и наметить пути их развития. Решая творческие, нестандартные задачи, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению, интуитивно ощущают красоту и величие науки.
В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач можно использовать базовую модель урока, направленного на развитие творческих способностей в системе занятий по различным предметам. Его структура включает в себя четыре этапа.
1 Этап. Разминка.
Преобладают репродуктивные задачи.
2 Этап.Развитие психических механизмов как основы развития творческих способностей
(памяти, внимания, воображения, наблюдательности).
На этом этапе следует заниматься работой по формированию и усовершенствованию способов запоминания и припоминания на основе специально разработанных репродуктивных и логически-поисковых задач, ввода рациональных приемов ( в том числе и алгоритмов), ориентированных на организацию управляемой ( а не путем проб и ошибок) деятельности учащихся.
3 Этап.Решение частично-поисковых задач разного уровня.
Свернутый алгоритм и интеллектуальное творчество проявляется в умении человека в нужный момент «достать» из своей памяти тот или иной алгоритм рассуждения. Задачи данного этапа и выражают именно такой подход к проблеме развития творческих способностей.
4 Этап.решение творческих задач.
Можно разделить задачи на два типа:
творческие задания, связанные с той или иной учебной деятельностью, требующие большей или полной самостоятельности и рассчитанные на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний;
задачи повышенной трудности интегративного характера, отличающиеся тем, что одно и то же задание ориентировано на применение знаний из различных школьных дисциплин одновременно, то есть на интеграцию знаний и способов деятельности в целом.
Если говорить о формировании детского литературного творчества, здесь уже, пожалуй, не все очевидно. Нужно ли, например, каждого ребенка учить писать стихи? Зачем? Чтобы все выросли поэтами? Разве в этом есть необходимость?
Роль сюжетно-ролевых игр в воспитании гуманных качеств у дошкольников
Для того чтобы понять, что такое сюжетно-ролевая игра, нужно углубиться в научное определение игры. Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе. Игра - один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привле ...
Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в
образовательном процессе ДОУ
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с «Радуга». В детском саду 6 групп (2 ясельные:1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет, 2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие от 5 до6 ле ...
Изучение родного языка по Ушинскому
В педагогической системе К.Д. Ушинского центральное место занимает учение о родном языке как основа в обучения и воспитания ребенка. Языку, его роли в формировании личности он придавал огромное значение. Родной язык, по Ушинскому, является хранилищем результатов познавательной деятельности многих п ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.