Педагогика » Развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста на примере ролевой игры с элементами фольклора » Игра как особый вид деятельности ребенка

Игра как особый вид деятельности ребенка

Страница 2

Различные виды заданий по-разному влияют на развитие мышления и воображения школьников. Преобладание в учебной деятельности репродуктивных заданий формирует у ребенка установку на воспроизведение знаний и способов действий, которые он приобрел раньше, привычку действовать по образцу, что составляет репродуктивную основу мыслительного процесса. Но творческое мышление и воображение предполагает осуществление нешаблонных способов действий, умение ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку, планирование, нетривиальные способы анализа, сравнения, обобщения, формирование критериев оценок и т. д. Чтобы сформировать у учащихся указанные мыслительные процессы, необходимо включать на занятиях продуктивные задания, непосредственно направленные на развитие таких процессов творческого мышления и воображения, как целеобразование, планирование, нешаблонный анализ, сравнение, обобщение, а также контроль и оценка.

Известно, что процесс познания совершается в основном опосредованно. Ведущий способ опосредованного познания – моделирование, в процессе которого выявляется структура и взаимосвязь предметов и явлений окружающего мира, формируются общие способы разрешения проблем. Этот способ хорош тем, что разговор с ребенком о сложных структурных связях материального мира ведется на его языке. Способ познания здесь органично соединяется с характерной для ребенка деятельностью – игрой. Дети узнают, что все предметы и явления – суть системы, имеющие свою структуру. Маленькие человечки позволяют не только моделировать, но и анализировать природу вещества или явления.

«Человечками» могут быть сами дети, тогда этот метод будет удовлетворять еще одну их потребность – потребность в движениях. Например, дети сами смогут смоделировать процесс взаимодействия частиц в веществе и, значит, понять как это происходит в предмете.

«Игра эта серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Необходимо лишь выбрать для нее нужный момент. Дети в отношении сказок довольно долго остаются консерваторами. Им хочется, чтобы сказка рассказывалась теми же словами, что и в первый раз, им приятно эти слова узнавать, усваивать в первоначальной последовательности, снова испытывать волнение, как при первой встречи с ними, в том же порядке: удивление, страх, вознаграждение. Детям необходим порядок и успокоение, мир не должен слишком часто сходить с рельсов, на которые ребенок с таким трудом его воздвигает. Поэтому, вполне возможно, что поначалу игра в «перевирание» сказок будет раздражать, будоражить». Но наступает момент, когда сказка, как старая игрушка пришла в негодность и ребенок может с ней расстаться. Дети играют теперь с ней, позволяют себе вольности, рискуя брать на себя ответственность за все то, что может случиться. В некоторых случаях эта игра будет оказывать оздоровительное воздействие. Она поможет ребенку избавиться от иных навязчивых идей. Второй серьезный аспект игры состоит в том, что участник ее должен интуитивно произвести самый настоящий анализ сказки. Альтернатива и пародия могут иметь место лишь в определенных пунктах, а именно в тех, которые являются характерными для данной сказки, определяют ее структуру, а не в ходе плавного развития повествования от одного смыслового узла к другому.

Сказка «наизнанку».

Один из вариантов игрового метода - «перевирание» сказок состоит в умышленном и более ограниченном «выворачивании наизнанку» сказочной темы. Например:

«Красная шапочка злая, а волк добрый…Мальчик-с-пальчик сговорился с братьями сбежать из дому, бросить бедных родителей, но те оказались дальновидными и продырявили ему карман, в карман насыпали риса, который понемножку сыплется вдоль всего пути бегства. Все - согласно первоначальному варианту, но - как в зеркале: то, что было справа, оказывается слева…»

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Обучение народно-сценическому танцу и традиции национальной хореографической культуры
Основы обучения народно-сценическому танцу заложены в самой специфике профессионального хореографического искусства России. «Народно-сценический танец и методика его преподавания» – система знаний, исторически сложившаяся совокупность специфических средств и методов системы классического хореографи ...

О наградах и наказаниях у Локка
В связи с дисциплиной стоит вопрос о ее обычных средствах, - наградах и наказаниях. Приучая детей подчиняться известным требованиям дисциплины, следует ли пользоваться при этом наградами и наказаниями? Да, то доброе, к чему приучают ребенка, как к благу, естественно соединять с приятным 3), в том ч ...

Компетенция ПКПП-11
Компетенция ПКПП-11 – это профессиональная компетенция в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования: «способен проводить консультации, профессиональные собеседования, тренинги для активизации профессионального самоопр ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru