Уроки анализа и синтеза обязательны во всех классах, но особенно актуальны в 5-7 классах, когда у подростков еще не достаточно устойчивая память. На уроках закрепления знаний не только повторяются изученные темы, но и систематизируются, обобщаются, расширяются и детализируются знания. Первая часть такого занятия может проводиться в компьютерном классе. Выявив через отработку контролирующей программы объем и глубину сохранившихся у учащихся знаний, учитель организует процесс их наращивания, устного или письменного повторения и закрепления. Задача выявления уровня знаний учащимися при отсутствии компьютерной техники решается с помощью тестирования или короткой письменной летучки.
Задача учителя заключается в том, чтобы научить школьников выделять существенные и отличительные признаки и черты рассматриваемых исторических явлений. На этой основе становится более полным и синтез, так как правильность обобщения зависит, прежде всего, от правильности и полноты анализа. Для того чтобы анализ при сопоставлении двух объектов не остановился на выделениях сходного, необходимо его продолжить: ввести новый момент - черты отличия.
В результате недостаточно глубокого анализа прочитанного, прослушанного или увиденного материала учащиеся часто не могут выявить и взаимной связи между рассмотренными фактами.
Учащиеся при синтезе чаще всего ограничиваются внешними, случайными, узкими ассоциациями и затрудняются в установлении внутренних смысловых связей между отдельными элементами сложного исторического явления. Первые задания в 5 классе преследуют цель - научить школьников выделять существенное содержание небольшого, легко членимого отрывка текста, находить, а затем и формулировать своими словами его главную мысль. После чтения и пересказа текста об орудиях труда древнейших людей школьники с помощью вопросов учителя выделяют существенные мысли в содержании текста, используя эвристический метод изучения материала. Учитель указывает, что главная мысль отрывка заключается в объяснении того, чем древнейшие люди отличались от животных. Школьники, формулируя эту главную мысль, говорят, что животные не могут делать орудий труда, а человек изготовлял рубила, дубины и палки-копалки. Отвечая на вопрос учителя, почему среди нескольких существенных мыслей отрывка текста они выделили именно эту мысль в качестве главной, наиболее сообразительные школьники мотивировали свой выбор следующим образом: "Начав трудиться, человек сделал себе каменное рубило, с помощью рубила он вырубил дубину. А это отличало человека от животных и делало человека сильнее многих зверей".
Результат систематических и разнообразных упражнений с текстами сказывается не сразу, поскольку одной из причин затруднений учащихся является непонимание того, что существенно в данном явлении.
От работы над небольшим текстом, содержащим повествование о конкретных событиях или описание фактов, учащиеся 6 класса переходят к анализу более значительного по объему текста, раскрывающего ход и результаты сложных общественных процессов, например возникновение классов в Египте, или отрывка, характеризующего историческое явление на определенном этапе его развития, например рабовладение в Греции в 5в. до н.э. В ходе такой работы перед учащимися ставится задача - не только отделить существенные факты и положения от несущественных, но и установить причинно-следственные связи. B 7 классе работа по выделению существенного и главного в содержании текста учебника усложняется. Перед школьниками все чаще ставится задача - не только отличать существенные исторические явления, описанные в учебнике, от несущественных, но и формулировать, перечислять важнейшие признаки этих явлений, устанавливая по возможности связи между этими признаками.
В результате систематического анализа в 6 классе содержания исторических картин учащиеся 7 класса в состоянии более четко формулировать сущность явления, изображенного на типологической картине. Овладевая приемами анализа содержания исторических картин, школьники учатся выявлять главные и общие признаки наглядно отображаемых исторических явлений;
Приемы выделения существенного и составление учителем исторического материала простого плана. Формируются у учащихся 6 - 7 классов в связи с выработкой умения логически членить прослушанное и составлять его.
Составление плана - важное средство выделения существенного в историческом материале. При составлении плана по рассказу учителя или тексту учебника учащиеся расчленяют его содержание на составные части; заголовок каждой части синтезирует ее содержание, а заголовок, данный ко всему отрывку, обобщает, синтезирует его содержание в целом.
Умение составлять план помогает учащимся понять логическую структуру учебного текста или рассказа учителя, отделять одну существенную мысль от другой, обосновывать главную мысль.
Программа социально-педагогической деятельности по профилактике склонности
к воровству
Изменения, происходящие сегодня в обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблемы делинквентного поведения детей. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению отклонений в пове ...
Анализ результатов тестирования и расчетов. Определение социально зрелой
семьи
Произвести сравнительный анализ результатов психологического тестирования каждой семьи, и результатов полученных после работы с программой “Формирование рационального потребительского бюджета семьи”. Заключительная часть (анализ занятия, подведение итогов). Учащимся была предложена анонимная анкета ...
Календарный план проведения занятий и программа элективного
курса
Современные средства связи и офисная оргтехника Программа ориентационного элективного курса 1. Информационное общество. Общение – важная потребность человека. Речевая коммуникация. Виды коммуникации (разговор по телефону, переписка по почте, электронное сообщение). Этикет делового общения. 2. Техни ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.