Педагогика » Состояние современного российского образования » Коммерциализация высшего образования – угроза интеллектуальному потенциалу России

Коммерциализация высшего образования – угроза интеллектуальному потенциалу России

Страница 2

В предыдущих разделах отмечалось, что неуклонно растёт барьер между высшей и средней школой, и на его преодоление семьи абитуриентов вынуждены тратить, по оценкам исследователей, около 1 млрд. долларов США, что почти в полтора раза больше затрат государства на всё высшее образование в 2000 году. Эти деньги уходят на оплату подготовительных курсов и занятия в различных структурах при вузах, но основная доля этих средств идёт на оплату репетиторов и взятки.

Коммерциализация неизбежно ведёт к снижению качества высшего образования не только в частных, но и государственных, в том числе самых лучших учебных заведениях. С середины 1990-х годов неуклонно растёт масса «вузовских» структур, создаваемых на коммерческих началах, нередко под «крышами» самых авторитетных вузов Москвы и Санкт-Петербурга. На Ровенской атомной станции недавно обнаружились 10 сотрудников – от начальника смены до старшего оператора реакторного отделения, просто купившие соответствующие дипломы на одесском рынке. Выяснилось это только после того, как произошло несколько аварийных остановок, чреватых повторением чернобыльской катастрофы.

Современные информационные технологии существенно расширяют возможности получения образования даже в самых отдалённых от центров окраинах, вплоть до создания полноценных «виртуальных» высших учебных заведений и систем. Однако нужно учитывать, что дистанционное обучение может быть эффективным только при условии высокой способности учащихся к самостоятельной учебной деятельности. Прогрессивные в социальном плане идеи максимально возможного приближения вузов к местам жительства людей и формы дистантного обучения, будучи «коммерциализированными», нередко оборачиваются на практике псевдообразованием – завуалированной торговлей дипломами. Имитация образования ведёт к его девальвации, к моральной и экономической деградации общества. Альтернативу этим тенденциям представляет создание в отдалённых от центра городах самостоятельных вузов или же филиалов крупных университетов. Особенно опасна эпидемия размножающихся частных платных вузов, которые превращаются в заповедники обмана, мошенничества и финансовых махинаций. Проверка 657 платных вузов в 62 регионах страны показала, что законы нагло и грубо нарушаются в 651 из них.

В 2001 году в России родились 1 млн. 300 тыс. детей, а в вузы были приняты 1 млн. 400 детей, то есть при сохранении масштабов набора практически каждый из новорожденных будет обеспечен местом на студенческой скамье. [там же] Как видно имеется тенденция к ухудшению условий конкурсного отбора в вузы, а следовательно, будет труднее обеспечивать надлежащее качество подготовки специалистов. К проблемам перепроизводства дипломированных специалистов и их трудоустройства скоро добавится растерянность абитуриентов перед огромным выбором учебных заведений. Для реалистичной оценки состояния и эффективности системы высшего образования в стране необходимо, не ограничиваясь показателями общей численности обучающихся, выяснять соотношение количества поступивших и успешно окончивших обучение.

Таким образом, в России наметилась устойчивая тенденция к ликвидации всеобщности и доступности не только высшего, но и среднего специального образования. При этом эксперты отмечают катастрофическое снижение качества подготовки в основной массе средних и высших заведений. Коммерциализация высшего образования, как было показано выше, ведёт к его деградации. Для реализации потенциала высшего образования необходимы радикальные изменения структуры и повышение качества подготовки кадров. Внедрение интенсивных технологий профессионального обучения следует органически соединять с гражданским и патриотическим воспитанием студенчества, с утверждением в его среде здорового образа жизни. В противном случае все усилия по совершенствованию учебного процесса и модернизации высшей школы могут оказаться не только бесполезными, но и вредными с точки зрения национальной безопасности нашей страны.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Методика формирования литературного творчества младших школьников
Л.С. Выготский, М.С. Коган, Б.Г. Ананьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, рассматривая анализ философский и психолого-педагогической литературы позволяет определить творчество как человеческую деятельность, посредством которой создаются новые, общественно значимые ма ...

Отметка в оценочной деятельности учителя и учащихся
Вопрос «Зачем оценивать школьников?» волновал педагогов и прогрессивную общественность издавна. Неоднократно подчеркивалось, что в традиционном образовательном режиме отметка использовалась для уведомления воспитателей об успехах и неудачах детей с целью обеспечения необходимого воздействия на ребе ...

Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
История исследования детей с ЗПР имеет глубокую традицию. Подобные дети описывались под разными названиями: ″отстающие в педагогическом отношении″, ″псевдонормальные″, ″запоздавшие″ и др. в отечественной психолого-педагогической литературе для обозначения подобны ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru