Структура содержания обучения "Технологии" должна согласовываться с периодами развития определенных качеств личности, обеспечивать соответствующее целям и задачам информационное наполнение, тесную смысловую взаимосвязь и преемственность возрастных этапов технологической подготовки учащихся.
В основе построения структуры содержания "Технологии" лежит блочно-модульный принцип и вариативный интегрированный подход. Все содержание составляется из логически законченных элементов - блоков, скомпонованных, в свою очередь, из модулей, которые представляют те или иные технологии. Их совокупность за весь период обучения в школе позволяет познакомить учащегося с ведущими технологиями по основным направлениям производства, сервиса и домашнего быта, углубленно освоить одну из них.
С учетом того, что содержание "Технологии" по тематике и уровню сложности должно соответствовать периодам психофизического, интеллектуального развития учащихся, этапам их социально-трудового становления, можно выделить четыре основных смысловых блока содержания технологии. Первый блок относится к периоду обучения в начальной школе (1-4 классы), второй - к подростковому возрасту (5-8 классы), третий - к ранней юности (9-10 классы) и четвертый - к юности (11-12 классы).
В структуре первого блока (1-4 классы) в виде отдельных модулей, с учетом уровня общеобразовательной подготовки, интеллектуальных и психофизических характеристик личности младших школьников, могут изучаться технологии прикладного художественного преобразования таких материалов, которые не требуют при обработке значительных физических усилий, но способствуют эстетическому и познавательно-трудовому развитию учащихся, совершенствованию четкости и точности манипулятивных функций рук и пальцев, что обеспечит в дальнейшем эффективное владение различными ручными инструментами. Это могут быть работы с бумагой, древесиной и древесными материалами, папье-маше, пенопластами, фольгой и мягкой проволокой, текстильными материалами, глиной.
При наличии условий целесообразно также ознакомление младших школьников с некоторыми технологиями преобразования биологических объектов. В этот блок могут войти технологии выращивания комнатных и огородных растений ("огород на подоконнике"), технологии ухода за мелкими домашними животными, декоративной и домашней птицей, аквариумными рыбами. Для этого начальная школа должна располагать кабинетом (уголком) живой природы.
Пропедевтический характер обучения на этом этапе развития учащихся позволяет назвать этот блок как "Введение в технологию".
Содержание второго блока (5-8 классы), с учетом возможностей подростков, включает в себя в качестве модулей технологии изготовления конструктивно и технологически несложных изделий производственного, бытового или художественно-прикладного назначения из древесины и древесных материалов, листового и профильного металла, пластмасс, текстильных материалов; технологии обработки пищевых продуктов и создания кулинарных блюд; технологии сборки электрифицированных и электронных изделий; технологии обслуживания бытовой электротехнической и электронной аппаратуры; технологии строительно-ремонтных и санитарно-технических работ; оказание образовательных, социальных и медицинских услуг; способы управления сельскохозяйственной техникой; технологий выращивания растении и животных; технологии первичной переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. Вся совокупность технологий второго блока закладывает основы технологических знаний и умений для квалифицированного труда. Соответственно этот блок можно назвать "Технологические основы труда".
С учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей учащихся 5-8 классов, их познавательных интересов и склонностей, социальной ориентации и принадлежности блок "Технологические основы труда" должен быть представлен в виде тематических учебных курсов. Эти курсы отражают распространенные и доступные для усвоения учащимися технологии основных сфер общественного производства: промышленность, сельское хозяйство, сферу домашнего быта и общественного сервиса, сферу художественно-прикладной деятельности.
Методика развития интеллектуальных способностей средствами математики
Как результат обновления дошкольных образовательных программ в системе ДОУ, в последнее десятилетие наблюдается активная разработка образовательных альтернатив, издание новых методических материалов, создание комплексных и парциальных (однопредметных) программ, делаются попытки разработки концептуа ...
Централизованное тестирование по истории
С 2001 года в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры – так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ станет е ...
Упражнения на развитие речи
Два-три раза в неделю можно проводить короткие занятия, предлагая ребенку выполнить несложные упражнения. Занятия должны длиться от 15 мин (дети от 2 лет) до 30 мин (дети от 6 лет и старше). Проводить занятия нужно тогда, когда у ребенка хорошее настроение и самочувствие. За один раз выполняется 2- ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.