Цели и задачи должны согласовываться также с соответствующими характеристиками личности, которая может активно функционировать в технологической среде. Для этого от человека требуется наличие определенной совокупности технологических представлений и знаний о ее сущности, связанных с деятельностью человека в технологической среде.
К ним относятся:
• представления о многообразии технологий, видах преобразующей деятельности, их результатах и последствиях влияния на личность, культуру, природу и общество; об эволюции технологической среды (возможные и желаемые сценарии социально-технологического развития); о зависимости процессов, способов и средств деятельности от развития науки, о влиянии результатов преобразующей деятельности на развитие "Самой науки; о конкуренции в социально-трудовой деятельности; о внешних и внутренних факторах, влияющих на процесс и результаты труда; об экономических характеристиках производства; о предпринимательской деятельности и условиях ее успешности;
• знания о сущности и общих закономерностях процессов и методов преобразования исходных ресурсов в конечный или промежуточный результат; об обеспечивающих эти процессы средствах и организационных формах; о принципах действия, функциях, способах управления технологическими средствами;
• умения и навыки прогнозировать и проектировать процессы, конструировать объекты и средства преобразования; выполнять разнообразные технологические операции; управлять, обслуживать, эксплуатировать, ремонтировать распространенные технические объекты;
• способности к оценке состояния технологической среды, самоориентации в этой среде; профессиональному самоопределению и перемене деятельности; прогнозированию собственной технологической деятельности и стремлению избежать ее отрицательных последствии для природы, человека и общества; следование правилам и нормам технологической культуры и культуры труда.
Формирование данных качеств личности осуществляется всем содержанием общего образования, но ведущую, системо-образующую роль в нем играет технология. Являясь основой социально-трудового становления личности, она основывается на практическом изучении современных распространенных методов и средств труда. Трудовая подготовка в ее современном технологическом содержании способствует развитию таких качеств, которые необходимы подрастающему поколению для гуманистического природосообразного участия в созидательной деятельности.
Технологическая подготовка учащихся позволяет развить их политехнический кругозор, способность ориентироваться в современных технологиях производства, сервиса, информационных взаимодействий и коммуникаций. Именно здесь, как ни в одном другом учебном предмете, школьники смогут научиться разбираться в конструкциях и принципах действия средств труда, овладеть основами управления распространенными технологическими машинами, приборами, аппаратами и механизмами, сформировать практические умения и навыки познавательно-трудовой, созидательной и преобразующей деятельности, усвоить прикладные элементы экономических и экологических знаний, освоить азы предпринимательства и проектирования.
На основе познавательно-трудовой деятельности в процессе изучения технологии школьники смогут спроектировать реальные социально-трудовые планы построения своей общественной и профессиональной карьеры с учетом реалий и перспектив развития общества, тенденций преобразований производства, условий рынка труда, своих способностей и потенциальных социально-экономических возможностей.
Таким образом, можно сформулировать основную цель и предназначение технологии в системе общего образования.
Технология призвана подготовить учащихся к активной самостоятельной социальной и трудовой жизни, гуманистической природосообразной созидательной деятельности в обществе, системе производственных отношений в условиях рыночной экономики, социально-трудовому самоопределению и последующему овладению различными профессиями.
Взгляды педагогов-классиков на работу со слабыми и отстающими школьниками
Отечественной педагогикой накоплен значительный опыт работы со слабыми и отстающими в учении школьниками. Проблема подхода к отстающим детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отн ...
Указатель оценки теста
В указатель включены данные ,полученные на 500 учащихся школ г. Москвы в 1994 г. Возраст испытуемых от 6 до 17 лет. Беглость. Этот показатель определяется подсчетом числа завершенных фигур. Максимальный балл равен 10. Гибкость. Этот показатель определяется числом различных категорий ответов. Для оп ...
Сущность процесса социализации дошкольников
Социализация – самое широкое понятие среди процессов, характеризующих образование личности. Она предполагает не только сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму, но и выработку (совместно ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.