Педагогика » Специфика работы социального педагога с детьми-подростками из малообеспеченных семей в общеобразовательной школе » Характеристика детей подросткового возраста из малообеспеченной семьи

Характеристика детей подросткового возраста из малообеспеченной семьи

Страница 2

В подростковом возрасте ярко выражена такая черта как активность личности. Очень важно, чтобы эта активность реализовывалась в труде. В общественно полезном труде подростки получают возможность реализовать формирующееся у них чувство взрослости. В коллективном труде у подростков формируются ценные качества личности: целеустремленность, коллективизм, настойчивость, трудолюбие, инициативность.

Формируя личность подростка необходимо опираться на характерное для подростков эмоционально окрашенное стремление активно участвовать в жизни коллектива. Поэтому предъявление требований к подростку в коллективе и через коллектив – один из путей формирования его личности. Влечение подростков к коллективу нередко выражается в том, что они организуют уличные, дворовые компании. Большая часть этих групп представляет собой устойчивые образования, которыми руководят более старшие ребята. Далеко не все такие компании должны вызывать настороженное отношение со стороны взрослых, но необходимо присмотреться к ним, понаблюдать и постараться вовлечь их в сферу влияния общественных организаций.

Одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие нравственного сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, какую нравственную деятельность он осуществляет, будет складываться его личность. Если подросток приобретает положительный опыт нравственного поведения, если его нравственные представления и понятия складываются под правильным руководством, то его отличает высокий уровень нравственного сознания.

В тесной связи с формированием убеждений складываются и нравственные идеалы.

В подростковом возрасте для большинства детей характерна такая черта, как упрямство, что связано с неправильным представлением о принципиальности, независимости и самостоятельности – качествах, очень ценимых подростками: «Хочу быть самостоятельным и обходиться без чужих советов. Пусть плохо и глупо, зато делаю, как хочу». При этом не так важно, кто прав. В подростковом возрасте, кода человек складывается как личность, ему важно чувствовать себя взрослым, сознавать, что он может противостоять воле взрослого человека.

Один из самых важных моментов в развитии личности подростка - формирование у него самосознания, потребности осознать себя как личность. У подростка возникает потребность оценить свои возможности, для того чтобы найти свое место в коллективе, в обществе. На первых порах в основе самосознания подростка лежат суждения о нем других – взрослых (учителей, родителей), коллектива, друзей. С возрастом помимо этого начинает сказываться тенденция самостоятельно анализировать и оценивать собственную личность. На основе развития самооценки у подростка возникает стремление к самовоспитанию, сознательному и целеустремленному развитию у себя положительных качеств и торможению отрицательных проявлений, преодолению отрицательных черт, устранению недостатков. Однако сравнительно небольшой жизненный опыт, ограниченный кругозор часто приводят к тому, что самовоспитание подростка принимает наивные и чудаковатые (а порой и вредные для здоровья) формы. Отсюда понятно, как необходимо помочь подросткам правильно разобраться в своих достоинствах и недостатках, указать на правильные пути самовоспитания, разумные формы самоконтроля за поведением.

Важная особенность подросткового возраста – формирование центрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою готовность жить в коллективе взрослых в качестве полноценного и равноправного участника этой жизни.

Чувство взрослости вызывает стремление подростков к самостоятельности и независимости. Чувство взрослости – это здоровое и ценное чувство. Взаимоотношения с подростками надо перестраивать, признавая их права на относительно большую независимость и самостоятельность.

Страницы: 1 2 3

Похожие публикации:

Условия развития творческих способностей дошкольников
Исследования нашего современника Шаховальникова, которые проводились, в лаборатории института нейрофизиологии имени Сеченова показали, наличие у детей так называемых зон ожидания в коре головного мозга. Если эти зоны не загружались вовремя информацией, то начинается необратимый процесс. Точный анал ...

Особенности склонностей и профессиональной направленности умственно отсталых школьников
Понятия «склонности», «интересы», «профессиональная направленность» следует рассматривать во взаимосвязи с другими свойствами личности учащихся и особенностями их психофизического развития. Своеобразие интеллектуального и физического развития детей с умственной отсталостью не позволяет ставить вопр ...

Характеристика учреждений дополнительного образования как фактора социального воспитания подростков
Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru