Разрабатывая теоретические основы обучения, К.Д. Ушинский много внимания уделяя активизации и развитию всех процессов познавательной деятельности учащихся и прежде всего высшей ее формы - мышления. К.Д. Ушинский хорошо понимал, что без активной мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения, раскрывающей существенные связи и отношения между изучаемыми фактами, явлениями и событиями, невозможны сознательное и основательное овладение знаниями, познавательными способностями учеников.
Исходя из гносеологических и психологических основ познания, К.Д. Ушинский дал много ценных рекомендаций по отбору содержания, методов и приемов обучения, построению урока в целях активизации и развития логического мышления учащихся. Важнейшим условием активизации и развития мышления учащихся К.Д. Ушинский считал такую организацию их деятельности на уроке, которая вызывала бы умственное напряжение. "Учение, - писал он, - есть труд и должно остаться трудом, но трудом, полным мысли, так чтобы самый интерес учения зависел от серьезной мысли, а не от каких-нибудь не идущих к делу прикрас". Воспитание у учащихся навыков умственного труда, по мнению Константина Дмитриевича, является не менее важным делом, чем вооружение их знаниями, умениями и навыками.
Развитие мышления у учащихся он рассматривал в неразрывной связи с речью. Не случайно он так много внимания уделено развитию речи учеников в процессе обучения, утверждая, что " . развить в детях дар слова - значит почти то же самое, - что развить в них логичность мышления . ". Вот почему родной язык и чтение К.Д. Ушинский считал основными предметами школьного обучения.
Обучение, по его твердому убеждению, должно не только вооружать учащихся системой знаний, но и учить их самостоятельно трудиться, приобретать знания, - "учить детей учиться". Эта задача обучения, столь актуальная в наше время - в период научно-технической революции и относительно быстрого устаревания знаний, была выдвинута и обоснована К.Д. Ушинским. который еще в XIX в. писал, что следует передавать ученикам не только те или другие познания, но и развивать у них желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания, ибо " . обладая такой умственной силой, извлекающей отовсюду полезную пищу, человек будет учиться всю жизнь, что, конечно, и составляет одну из главнейших задач всякого школьного учения".
Самостоятельность учащихся в процессе приобретения знаний, по мнению К.Д. Ушинского, возбуждает интенсивную мыслительную деятельность учащихся, доставляет наслаждение от преодоления трудностей, служит прекрасным средством развития самостоятельного мышления.
Самостоятельность и активность учащихся в приобретении знаний К.Д. Ушинский рассматривал как одно из основных условий осмысления услышанного и основательного усвоения. "Но если даже предположить, - утверждал он, - что ученик поймет мысль, объясненную ему учителем, то и в таком случае мысль эта никогда не уляжется в голове его так прочно и сознательно, никогда не сделается такою полною собственностью ученика, как тогда, когда он сам ее выработает".
Вот почему К.Д. Ушинский настаивает на том, чтобы дети, по возможности, трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал. Он разработал многие способы и пути, содействующие пробуждению и развитию активности и самостоятельности учеников в процессе обучения.
Специфика старшего дошкольного возраста
На протяжении детства объективно осуществляется и субъективно организовывается социальное развитие растущих людей. Это сложно структурированный процесс, обусловленный особенностями, условиями, степенью развития общества, характером его ценностных установок, целей, с одной стороны; с другой – реальн ...
Способы проблемного обучения в начальной школе
Исследования, проведённые в области применения проблемного обучения в начальной школе, позволяют выявить взаимосвязь между большей эффективностью усвоения знаний и развитием мышления и использованием в обучении двух главных закономерностей процесса усвоения. Первая закономерность состоит в том, что ...
Централизованное тестирование по истории
С 2001 года в Российской Федерации проходит эксперимент по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) в форме стандартизированной процедуры – так называемого тестирования. 19 января Госдума приняла во втором чтении законопроект о едином государственном экзамене (ЕГЭ). С 2009 года ЕГЭ станет е ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.