В дошкольном детстве фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. Теперь он может не только ориентироваться и действовать в плане конкретных сиюминутных стимулов, но и устанавливать связи между общими понятиями и представлениями, которые не были получены в его непосредственном опыте. Таким образом, мышление ребенка отрывается от чисто наглядной основы, т.е. переходит от наглядно-действенного к наглядно-образному. Подобное развитие памяти и мышления дошкольника позволяет перейти к новым типам деятельности – игровой, изобразительной, конструктивной. У него, по замечанию Д.Б. Эльконина, «появляется возможность идти от замысла к его воплощению, от мысли к ситуации, а не от ситуации к мысли». В этот период получают первичное развитие имеющиеся задатки к специальным способностям.
В интеллектуальном плане у ребенка выделяются и оформляются внутренние умственные действия и операции. Они касаются решения не только познавательных, но и личностных задач. Можно сказать, что у ребенка в это время появляется внутренняя, личная жизнь, причем сначала в познавательной, а затем и в эмоционально-мотивационной сфере.
В познавательных процессах возникает синтез внешних и внутренних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность. В восприятии этот синтез представлен перцептивными действиями, во внимании – умением управлять и контролировать внутренний и внешний планы действия, в памяти – соединением внешнего и внутреннего структурирования материала при его запоминании и воспроизведении. В мышлении этот синтез выступает объединением в единый процесс всех трех способов решения практических задач: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического. На этой основе формируется и далее развивается полноценный человеческий интеллект, отличающийся способностью одинаково успешно решать задачи, представленные во всех трех планах.
С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все более обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и рассуждать о природе, других людях, самом себе и своем месте в мире.
В дошкольном возрасте соединяются воображение, мышление и речь. Подобный синтез порождает у ребенка способность вызывать и произвольно манипулировать образами при помощи речевых самоинструкций. Это означает, что у ребенка возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь как средство мышления. Синтез познавательных процессов лежит в основе полноценного усвоения ребенком родного языка и может быть использован при обучении иностранным языкам.
Одновременно завершается процесс формирования речи как средства общения, что подготавливает почву для активизации воспитания и для развития ребенка как личности. Между ребенком и окружающими людьми возникают многообразные отношения, в основе которых лежат различные мотивы, как деловые, так и личные. К концу раннего детства у ребенка оформляются и закрепляются многие полезные качества, включая деловые. Все это вместе взятое образует индивидуальность ребенка и делает его личностью. Вершиной личностного развития в дошкольном детстве является персональное самосознание, включающее осознание собственных личностных качеств способностей, причин успехов и неудач.
Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. Конечно, не такая, как у старших детей, но и не такая, как у детей раннего возраста. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей.
К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни.
Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся.
Развитие качеств творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...
Ролевая игра и ее особенности
Игры как особый самодостаточный вид человеческой деятельности сравнительно недавно начали интересовать философов. Например, И. Кант видел в игре лишь средство педагогического воспитания и обучения детей, а З. Фрейд даже полагал, что игра прекращается с взрослением человека. Представление об игре ка ...
Организация работы со слабыми и отстающими школьниками
На первый план в работе с неуспевающими школьниками должны выдвигаться воспитательные и развивающие педагогические воздействия. Целью работы с неуспевающими признается не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но одновременно и развитие их познавательной самостоятельности. Это важно п ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.