Нами было выявлено, что под термином "портфолио" понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. Слово "портфолио" пришло из английского языка и означает - предмет для хранения и переноски письменных работ, документов и т.д. Слово "portfolio" в переводе с итальянского языка означает "папка с документами", "папка специалиста".
Слово "портфолио" не склоняется, словарь допускает использовать это слово в мужском и среднем роде.
Портфолио в переводе с французского означает "излагать", "формулировать", "нести" и "лист", "страница" или "досье", "собрание достижений" (Словарь иностранных слов).
По мнению Калмыковой И.Р. портфолио учителя - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
По мнению Чошанова М.А. портфолио - это пакет работ индивидуума, который связывает отдельные аспекты его деятельности в более полную картину, или спланированная заранее индивидуальная подборка достижений индивидуума.
По мнению Кузнецова А.А. - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений личности в определённый период его деятельности.
По мнению Красильниковой В.А. и Запорожко В.В. электронное портфолио учителя представляет собой сложный программно-методический комплекс, направленный на аккумуляцию созданных компьютерных средств обучения, распределённых информационно-образовательных ресурсов, нормативных документов, результатов педагогического опыта и достижений учителя, творческих работ учащихся и т.д.
Электронное портфолио учителя информатики - это целостность, представляющая собой совокупность различных отделов и разнообразных работ педагога, отражающих все стороны его педагогической деятельности. Электронное портфолио создаёт условия для самореализации и самовыражения учителя, рефлексии своей педагогической деятельности, формирования успешности и индивидуального профессионального роста.
Идея применения портфолио в школе возникла в 80-х годах в США в педагогических вузах штатов Южная Каролина (Т.М. Кьюз, Р.Л. Джонсон, С.А. Манро), Орегон (В. Спандел, Р. Килхан), Массачусетс (С.М. Глезер, С.Б. Браун), Нью-Гемпшир (Д.Х. Грейвес, Б.С. Сунстейн). Портфолио стало популярной идеей в Европе и Японии. В последние годы интерес к системе портфолио отмечен и в российском образовании. М.А. Чошанов предлагает портфолио как "альтернативную систему оценки".
В 1997 году Т.М. Кьюз, профессор университета Южной Каролины, опубликовала книгу "Мера для меры", в которой представлен глубокий анализ разносторонних возможностей портфолио при изучении математики и оценивании уровня знаний учащихся. Книга являлась результатом анализа многолетней практической работы по исследованию портфолио.
В свою очередь, портфолио учителя - это набор материалов, демонстрирующий умение учителя решать задачи своей профессиональной деятельности, выбрать стратегию и тактику профессионального поведения и предназначенный для оценки уровня профессионализма работника.
Поисковый сервис в Интернете дает возможность оценить заинтересованность аудитории вопросами электронного портфолио.
Изучение сайтов, посвященных теме электронного портфолио дает представление о разнообразных подходах к определению электронного портфолио.
Встречаются авторы, которые трактуют электронное портфолио как набор документов, сформированных на компьютере.
Предлагается трактовка электронного портфолио преподавателя как форма интернет-поддержки его деятельности. По мнению автора, каждый преподаватель сталкивается с необходимостью создания учебно-методического пакета (портфолио преподавателя) по дисциплине, которую он ведет. Портфолио включает в себя описание и указания к ряду практических работ, методические материалы и рекомендации, обеспечивающие выполнение предложенных в работах заданий, материалы для аттестации и самоаттестации обучаемых, исследовательские и творческие работы.
Заметим, что портфолио - это бумажный эквивалент, предъявляемый в виде папки с документами, а электронный портфолио предъявляется в виде файлов на магнитном носителе.
В состав портфолио учителя, кроме набора теоретических документов и рабочих материалов, могут войти:
общие сведения об учителе;
проверочные (контрольные, "срезовые") работы учащихся;
внеурочная деятельность по предмету;
отзывы и рецензии на творческие работы (достижения) сотрудников учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
проекты и творческие работы учащихся;
аудио - и видеоматериалы, фотографии и т.д.
Моральное
воспитание как процесс организации разнообразной деятельности учащихся и
формирования у них нравственных качеств
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что оно должно быть направлено на формирование у личности нравственных отношений к идеологии и политике страны, к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к людям и самой себе. Но моральные отношения не возникают и не сущ ...
Совместные усилия семьи и детского сада в период адаптации
Итак, факторы, влияющие на характер и длительность адаптации известны. Но решить эту проблему, обеспечить более безболезненное привыкание ребёнка к условиям ДУ можно только совместными усилиями ДУ и семьи. Задача родителей – сделать всё необходимое, чтобы малыш как можно меньше страдал в отрыве от ...
Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью
технологии кластери
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфичес ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.