Общей нормативной и программной основой системы физического воспитания и самовоспитания различных слоев населения является Государственный физкультурно-оздоровительный комплекс. Комплекс включает в себя восемь ступеней. Три ступени разработаны для учащихся общеобразовательных школ. Первая ступень: «Олимпийцем будь!» соответствует младшему школьному возрасту.
В содержании комплекса отражен гуманный социальный заказ общества физическому воспитанию. Девиз Комплекса «Давайте заботиться о здоровье сообща! Давайте будем партнерами!». Он объединяет движение личности, общества и государства навстречу друг другу. Комплекс ориентирует государство, общество, граждан на совместное участие в физическом и духовном оздоровлении, разностороннем развитии учащихся средствами физического воспитания.
Как нормативная основа Комплекс устанавливает требования к базовому общему физкультурному образованию, содержит уровни оценки физического развития и физической подготовленности, учащихся в возрасте от 7 лет до 18 лет. Как программная основа он, определяет целевые установки физического воспитания в школах, содержание учебных программ учебного предмета «Физическая культура». Надо отметить, что главное место в Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе отведено легкоатлетическим видам: бегу, прыжкам, метаниям.
Содержание физического воспитания в начальной школе регламентируется учебными планами, учебными программами, инструктивно-методическими документами Министерства образования Республики Беларусь. Основным документом планирования является Программа «Физическая культура и здоровье». В учебный материал программы включены три раздела, одним из которых является раздел «Умения, навыки и способы деятельности». Основой этого раздела являются физические упражнения, которые составляют содержание «Школы движений».
К школе движений относят естественные самые распространенные и жизненно важные виды движений: ходьба, бег, прыжки, метания, то есть упражнения составляющие основу легкой атлетики.
Знакомство любого человека с упражнениями в ходьбе, беге, метании, прыжках происходит в самом раннем возрасте, с ними человек сталкивается на любом возрастном этапе и с их помощью приходится решать самые разнообразные задачи в повседневной жизни.
Известно, что эти естественные движения как средства физического воспитания детей использовались уже в IX веке до нашей эры в Древней Греции. Кроме того, в наши дни на протяжении многих лет входят в программы по физическому воспитанию. В чем же их уникальность?
Во-первых, в оздоровительном влиянии на организм. Основу легкоатлетических упражнений составляют естественные движения, не требующие длительного обучения технике, сравнительная простота оборудования мест занятий создают условия для их использования, в оздоровительных целях начиная с детского возраста.
Легкоатлетические упражнения требуют динамической работы большинства мышц человеческого тела. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении движений предъявляет высокие требования к основным функциональным системам организма и в то же время оказывает на них тренирующее влияние. Под воздействием движений регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов. При активных движениях, в особенности циклических, дыхание углубляется, улучшается легочная вентиляция, увеличивается жизненная емкость легких. Дыхание в покое становится реже и глубже, улучшается газообмен и снабжение организма кислородом. Использование основных движений в дозировке, доступной детям и соответствующей их возрастным возможностям, помогает повысить умственную и физическую работоспособность.
Улучшается кровообращение и деятельность сердечно-сосудистой системы. Проведение занятий на улице способствуют закаливанию организма, и как следствие снижению простудных заболеваний. Поднимается настроение, повышается умственная и физическая работоспособность.
Легкоатлетические упражнения способствуют укреплению мышц ног, живота, спины, плечевого пояса, укреплению костей. Улучшается подвижность в суставах, достигается прочность сухожилий и связок.
Формирование техники легкоатлетических упражнений взаимосвязано с решением задач по обучению правильному дыханию и совершенствованию дыхательного аппарата при выполнении упражнений. Овладение разновидностями ходьбы и бега связано с формированием умений поддерживать правильное положения тела при беге и ходьбе.
Во-вторых, в процессе обучения двигательным действиям учащиеся приобретают специальные знания, касающиеся техники упражнений, деятельности отдельных функций организма, работы и отдыха, гигиенических правил самостоятельных занятий, самоконтроля.
Кроме этого решаются задачи нравственного и эстетического воспитания.
Л.Д. Глазырина утверждает, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для освоения разнообразных движений, в том числе и легкоатлетических упражнений. В данном возрасте закладываются основы исполнительской культуры каждого элемента и целостного двигательного действия, приобретения красивой походки, осанки, легкость, ритмичность, плавность и мягкость движений.
Оценка уровня сформированности психологических знаний и умений среди
студентов - будущих специалистов по физической культуре и спорту и тренеров
При определении уровня сформированности психологической компетентности об особенностях подготовки спортсменов к соревнованиям, а именно: "Умение оценивать психическую готовность спортсмена к соревнованиям, знания о средствах и методах регулирования неблагоприятных психических состояний и умени ...
Национальная образовательная политика
В опрос "о сущности наций" — один из наиболее спорных и, пожалуй, самых запутанных в мировом обществознании. Очень часто употребление этого понятия то в европейском, то в традиционно-российском смысле приводит к путанице и взаимному непониманию. Что касается этнического происхождения чело ...
Сравнительная характеристика общения по возрастам
Такому навыку развития, как коммуникативный, на протяжении многих лет уделяется внимание таких выдающихся педагогов как Я.О. Коменский, Н. Веракса, Ж.Локк, Д.Б.Эльконин и многих других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяж ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.