Титова Е.В. предлагает классификацию форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые.
Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Стоит отдавать предпочтение индивидуальным и микрогрупповым формам воспитания.
Но серьезным препятствием на пути его распространения является высокая экономическая стоимость индивидуального и микрогруппового воспитания. Большинство современных воспитательных систем перешло к использованию групповых (коллективных) форм воспитания, отличающихся достаточной эффективностью (при условии квалифицированного педагогического руководства) и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.
Групповая форма организации воспитания в школе называется коллективной.
В современной литературе употребляется 2 значения понятия «коллектив»: 1) любая организованная группа людей; 2) только высокоорганизованная группа.
Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий социалистической системы воспитания от зарубежных систем. Отечественная школа первой в мире отказалась от ориентации на личность, поставив в центр воспитательной деятельности коллектив. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование -главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия АС. Макаренко, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги.
Анализ опыта деятельности позволяет выделить пять форм осуществления социального воспитания:
- гимнасический,
- производственный,
- лицейский,
- клубный,
- военно-служебный.
Следует сразу оговориться, что варианты представлены как наиболее полярные; это не значит, что невозможно их сочетание, в то же время представляется целесообразным следовать при определении лица школы определенной доминанте - основной форме.
Гимнастическое воспитание связано, прежде всего, с обучением свободно и быстро бегать, поскольку бег считался основой физической подготовки. В гимнасиях воспитанники также занимались борьбой, прыжками, метанием диска и копья, плаванием, греблей и игрой в мяч. Мусическое воспитание (от греческого - искусство муз - области литературы, науки, искусства, которой ведали музы) предполагало знакомство с изречениями мудрецов, рассказами о древних подвигах, обучение игре на музыкальных инструментах и хоровому пению. Слушая о наградах и достойных деяниях, юноши стремились подражать героям, для того чтобы впоследствии и их воспевали и восхищались ими потомки.
Реализация гимнасической формы связана с предъявлением классических образцов науки и культуры, созданием ценностного смысла интеллектуальной деятельности, эрудиции, познания как преодоления незнания, во имя достижения истины.
Производственная форма воспитания напрямую связана с необходимостью подготовки кадров для промышленного или сельскохозяйственного производства, она призвана воплотить в жизнь идею воспитания грамотных работников сельского хозяйства, способных использовать природные богатства для личного и общественного блага, процветания государства. В детских объединениях можно обнаружить следующие социальные роли взрослых и детей: руководители проекта и подчиненный (участник, исполнитель), специалисты (мастера, ученые, знатоки) и начинающие, первооткрыватели, изобретатели. Отсюда правила и нормы отношений могут быть охарактеризованы как отношения руководителя и подчиненного, заинтересованных в продукте деятельности (специалиста и стажера, мастера и ученика).
Определение дидактики. Задачи и основы дидактики
Дидактика — это наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах. Дидактика как наука имеет свой предмет. Предмет дидактики — закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. В со ...
Основные
средства и методы физического воспитания
Формирование у учащихся физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития учащихся. К средствам физического воспитания относятся: а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода; б) режим питания, труда ...
Сравнительная характеристика общения по возрастам
Такому навыку развития, как коммуникативный, на протяжении многих лет уделяется внимание таких выдающихся педагогов как Я.О. Коменский, Н. Веракса, Ж.Локк, Д.Б.Эльконин и многих других. Все они придерживаются того, что дети в дошкольном возрасте представляют собой чистую страницу, которая на протяж ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.