Педагогика » Хакасские пословицы и поговорки как средство развития у дошкольников этнокультурных представлений » Сущность и характеристика понятий «этнокультура», «национальная культура» и «этнопедагогика»

Сущность и характеристика понятий «этнокультура», «национальная культура» и «этнопедагогика»

Страница 5

Народная педагогика имеет все основания дополнить современную педагогическую теорию, усиливая в ней народные, общечеловеческие, гуманистические идеи. В этих условиях активно взаимодействует не только прямая, но и обратная связь. Современная теория педагогики, обогащенная народным опытом воспитания, дает возможность значительно повысить педагогическую культуру народа, убедиться в том, что народные массы играют активную роль в развитии педагогической мысли как составной части общечеловеческой культуры.

Как заметил Л.С. Выготский «всякое воспитание есть в конечном счете самовоспитание» Воспитательное воздействие представляет внешнюю часть педагогического процесса - организацию и функционирование воспитательных средств, форм, методов, приемов. А самовоспитание - это вторая, внутренняя часть процесса - субъектная психическая деятельность ребенка; она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определенную переработку и присвоение личностью внешних воздействий.

Это и есть процессы саморазвития. Самовоспитание, самоуправление, самообучение, самоопределение и т.д. Они представляют, во-первых удовлетворение потребностей личности. Во-вторых, они происходят на базе приобретенных в процессе жизнедеятельности личности определенных опыта и качеств. И третье: они могут происходить на неосознанном и на сознательном уровнях. Личность начинает сознательно, свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению, изменяя, воспитывая (совершенствуя) себя.

Этот факт является важнейшим для педагогики. Его суть в том, что развитие человека идет не только по заложенной в нем наследственной программе (биогенные факторы) и зависит не только от социогенных (педагогических) воздействий, но и руководится накапливаемым жизненным опытом и складывающимися качествами (психогенными факторами).

Особенностью дошкольного периода развития является преобладание эмоциональной составляющей Я-концепции у ребенка - прямая и быстрая связь эмоций и поведения. Р. Берне выделяет в эмоциональном компоненте Я-концепции три ведущие эмоции:

чувство успеха, уверенности в общественном признании, в импонировании другим людям (Я нравлюсь)

уверенность в способности к той или иной деятельности (Я способен)

чувство значимости, защищенности в своем круге общения, самоуважения (Я значу).

В дошкольном возрасте необходимо организовать этнокультурное воспитание, как доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка. Это важно детей дошкольного возраста, так как воспитатель, взрослый, упустивший этот момент в воспитании, станет во взрослой жизни человеком, не имеющий начал, основы своей природы.

«Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер».

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие публикации:

Словесное рисование
Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обуче ...

Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним поняти ...

Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, пр ...

Факторы адаптации детей в школе

Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.pedagogyflow.ru