Социальное развитие ребёнка в процессе воспитания и обучения носит многоаспектный характер, охватывает различные сферы жизни ребёнка и его отношений с взрослыми и своими сверстниками. В социальном воспитании можно выделить основные задачи:
- формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослыми;
- развитие общения ребёнка со сверстниками и формирование межличностных отношений;
- развитие сферы самосознания, формирование образа самого себя.
Эти линии социального развития непосредственно связаны с формированием нравственных представлений и этических чувств ребёнка, овладение нормами поведения, обогащением его эмоциональной сферы. Развитием и складыванием личностных качеств.
Формирование взаимодействия взрослого с ребёнком младшего дошкольного возраста.
Формирование взаимодействия и общения ребёнка со взрослым является важнейшим источником психического развития дошкольников. Взаимодействие взрослых с детьми, имеющими нарушения слуха должно способствовать осознанию ребёнком себя среди детей и взрослых. Формировать интерес и обогащать представления о социальных и природных явлениях. Способствовать формированию таких свойств личности, как самостоятельность. Инициативность, ответственность, возникновению «Я-сознания».
Поскольку коммуникативная деятельность у глухих и слабослышащих детей нарушена в силу недоразвития речи, взрослый остаётся главным инициатором общения значительно дольше, и его роль более ответственна, чем в процессе общения со слышащими детьми. Развитие общения слышащего ребёнка со взрослым в первые семь лет жизни проходит несколько этапов, которые необходимо учитывать и при организации взаимодействия с глухими и слабослышащими детьми, ибо, несмотря на изменение сроков появления разных форм общения у детей данной категории и ограничение средств коммуникации, последовательность их формирования сохраняется. У детей младенческого возраста это ситуативно-личностное общение, направленное на удовлетворение потребностей ребёнка в доброжелательном воздействии взрослого. Этот тип общения стимулирует формирование перцептивных действий в разных анализаторных системах. Позднее появляется ситуативно-деловое общение. Направленное на удовлетворение потребностей детей в сотрудничестве по поводу предметов и объектов. У младших дошкольников возникает внеситуативно-познавательное общение, тесно связанное с развитием познавательной деятельности ребёнка. И, наконец, у детей старшего дошкольного возраста формируется внеситуативно-личностное общение со взрослым, который выступает как носитель социального опыта, источник информации о социальном окружении. Организованное взрослыми взаимодействие с плохослышащими детьми. Должно ориентироваться на этапы развития общения в норме, способствовать его обогащению и переходу ребёнка к более высокой форме.
Основными условиями взаимодействия взрослых с детьми младшего дошкольного возраста, только поступившими в детский сад, являются создание эмоционального комфорта в группе. Развитие интереса, доверия к взрослому, стремления к сотрудничеству с ним. Большинство детей, поступающих в детский сад, болезненно реагируют на отрыв от семьи, от матери, к которым дети с нарушенным слухом сильно привязаны. Педагоги, организуя общение с детьми, стремятся к установлению эмоционального контакта. Обеспечивая эмоциональный комфорт в группе, учитывая тот факт, что многие глухие и слабослышащие дети астеничны, ослаблены вследствие перенесённых заболеваний, взрослые демонстрируют ласковое отношение к ним, поглаживая ребёнка, беря его на руки, заглядывая в глаза.
Очень важное значение для организации взаимодействия с неговорящими детьми, поступившими в детский сад, имеет использование различных средств общения. Во-первых, это устная речь, а у детей глобально воспринимающих письменную речь, - и таблички с написанными словами и фразами. Во-вторых, это применение взрослыми и детьми естественных жестов, мимики и движений тела, взглядов. У глухих детей младшего возраста появляются различные жесты, что свидетельствует о их стремлении к общению. Среди них преобладает указательный, встречаются жесты отрицания, запрета, широко используются жесты привлечения внимания, имеется ряд изображающих (кушать, спать, и др.). Если взрослые не будут дополнять свою речь естественными жестами и поддерживать их использование детьми. Жесты могут исчезнуть из общения и тем самым ограничить их. При организации общения с неслышащим ребёнком важно сконцентрировать внимание ребёнка на предмете, так как без этого невозможно усвоение значений жестов и слов. Важное значение имеет развитие взглядов, среди которых выделяют указательный, контактный, «ищущий оценку» и соединяющий.
Словесное рисование
Для повышения эмоционального уровня восприятия художественного текста дается также словесное рисование или иллюстрирование. Работу иллюстрированного характера в начальных классах следует начать не с создания детьми собственных графических и словесных рисунков, а с анализа иллюстраций, картин. Обуче ...
Мудрые мысли в старинных книгах
Вечер. За окном сумерки. А в комнате тихо, тепло. Я читаю книгу «В океане света». Звонок в дверь. Моя подруга Лера. Она зовет меня покататься с горки: «Пойдем, Даша, зря ты тратишь время на эту книгу. Я понимаю, когда ты читаешь о животных, растениях, планетах». «Ну уж, не скажи, – возражая я. – Во ...
Формирование графических навыков в процессе
рисования
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в программе, и специфики деятельности, с одной стороны, и из особенностей формирования двигательных навыков и орудийных действий — с другой. В детском изобразит ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.