Очень верно отмечал в письме к П.П.Чистякову один из друзей В.А.Серова - В.Д.Дервиз, что Серов "постоянно искал и потому не переставал развиваться".
Систематической тренировкой, упражнениями в рисовании объясняется и замечательное мастерство Ф.А.Васильева. И.Е.Репин, совершивший вместе с ним поездку по Волге, с восторгом пишет, как "в продолжение десяти минут, если пароход стоял, его тонко заостренный карандаш с быстротой машинной швейной иглы черкал по маленькому листку его карманного альбомчика и обрисовывал верно и впечатлительно целую картину крутого берега с покривившимися над кручей домиками, заборчиками, чахлыми деревцами и остроконечными колокольнями вдали. Вот и дорожка вьется наверх, прерываясь осыпями и зелеными лопухами, все до самой нижней площадки, пристани с группами торговок под огромными зонтами, деревянными навесами над своим скарбом — все ловит магический карандаш Васильева: и фигуру на ходу, и лошадки на бегу, до самой команды парохода: "Отдай чалку!"
Постоянные упражнения, занятия рисованием, живописью имеют целью как закрепление, совершенствование технических приемов, графических и живописных умений и навыков, так и постепенное овладение знаниями различных правил научных положений в области изобразительного искусства. Мастерство всегда основано на овладении специальными правилами, приемами, способами, хотя вопреки этому доказанному жизненной практикой положению отдельные художники считают не обязательным систематически трудиться, овладевать различными приемами и правилами, чтобы стать мастером. Их логика проста до примитивности: не обязательно выполнять многочисленные рисунки, этюды, изучать правила перспективы, конструкции предметов, пластической анатомии - мастерство придет само собой, в силу таланта, если он есть.
Такое мнение можно услышать нередко и среди молодежи, учащейся в художественных заведениях. Однако жизнь и деятельность буквально всех более или менее известных мастеров изобразительного искусства свидетельствуют о ложности такого мнения. Все лучшее в изобразительном искусстве основано на упорном труде и обязательном овладении правилами, изобразительной техникой. Достаточно вспомнить творчество прославленных художников Древней Греции, художников эпохи Возрождения, художников XIV, XVII, XVIII, XIX веков и нашего времени, чтобы убедиться в этом.
Творческая манера художника означает своеобразные, характерные только для конкретного художника технические приемы, способы работы. Сказанное проявляется даже в быстрых, подчас минутных набросках художников.
И чем своеобразнее, оригинальнее эти технические способы, приемы передачи действительности, тем ярче творческая индивидуальность художника. Являясь результатом упорного труда, постоянного накопления знаний, умений и навыков, манера художника в определенной степени выражает уровень его мастерства.
Огромное мастерство прославленных художников всегда проявляется в их особой творческой манере. Причем манера каждого из них строго индивидуальна. Никогда нельзя перепутать манеру Рембрандта, Энгра, Делакруа, Жерико, Сурикова, Репина, Серова, Коровина, Врубеля, Левитана, Нестерова, Дейнеки, Пластова и др. Достаточно посмотреть на натюрморты и портреты, выполненные разными художниками в разные эпохи, чтобы убедиться в этом.
Конечно, очень важно, чтобы молодой художник учился у больших мастеров. Это является необходимым для развития художника. Но такого рода подражание должно заключаться не в простом, механическом переносе технических приемов известного мастера, его манеры письма, а во внимательном изучении действительности, в привычке постоянно трудиться. Учение у мастеров означает перенос в свое творчество не внешней формы (приемов, манеры и т.п.) искусства известною художника, а внутреннего содержания его работы (отношение художника к действительности, его внимательность, наблюдательность, идейность, трудолюбие и т.д.).
Положительное подражание — это сложное явление, отличающееся особой глубиной.
Возможности использования подвижных игр в развитии интегративного качества
"физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими
навыками"
Одной из главных задач, решаемых в процессе физического обучения и воспитания в ДОУ, является обеспечение оптимального развития физических качеств, присущих человеку. Физическими качествам принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая св ...
Важнейшие педагогические принципы и методические рекомендации для
физических занятий с детьми школьного возраста
Движение — основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. В младенческом возрасте уровень развития двигательных рефлексов является показателем общего состояния здоровья и развития; по активности движений ребенка судят о развитии других сторон личности — в частнос ...
Пути и средства повышения внимания на уроках по физической культуре у детей
младшего школьного возраста
Наблюдение за детьми в свободной деятельности показывает, что успешность тех или иных действий зависит от уровня таких свойств, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, концентрация и переключение внимания. Поэтому в младшем школьном возрасте необходима специально организованная работ ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.