На заключительном этапе исследования нами был проведен количественный и качественный анализ полученных данных.
После проведения коррекционно-развивающей работы по формированию социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, была проведена повторная диагностика по тем же методикам: «Карта наблюдений», «Социограмма» и «Анкета для определения Социально-бытовых навыков», результаты которых приведены в Приложении IV. Они так же были унифицированы по шкале «20 – 80».
Данные, полученные на контрольном этапе эксперимента, можно представить графически в виде диаграммы (Рис. 2):
Рис. 2.
Показатели уровня развития социальной адаптации детей с синдромом Дауна на контрольном этапе исследования.
I
– уровень социальной приспособленности (мет. «Социограмма»)
II – уровень социально-бытовых навыков (мет. «Анкета для определения социально-бытовых навыков»)
III– уровень сформированности социальной адаптации (мет. «Карта наблюдений»)
1 – уровень сформированности представлений о себе
2 – уровень социально-бытового ориентирования
3 – уровень коммуникативности
IV– развитие уровня сформированности самообслуживания (мет. «Социограмма» и мет. «Карта наблюдений»)
V – уровень развития социальной адаптации в целом
Проведя анализ данных, полученных при повторной диагностике, следует отметить, что уровень социальной адаптации группы детей 4-5 лет повысился. Дети, которые не ели самостоятельно, начали делать первые попытки держать ложку и подносить ее ко рту. Дети самостоятельно ходят на горшок или просят помощи у взрослых. Двое детей научились самостоятельно застегивать и расстегивать пуговицы. У всех испытуемых в процессе систематических занятий появился интерес к общению со взрослыми и сверстниками, понимание ситуации занятия. Трое детей к концу эксперимента научились различать основные части тела. Они стали лучше ориентироваться в окружающей бытовой обстановке, более активны в игре. Один ребенок принимает на себя и предлагает другим роли в игре.
После анализа результатов и их графического представлерия сравнить результаты исследования и расположить на одной координатной плоскости.
Рис. 3.Сравнительная диаграмма уровня развития социальной адаптации детей с синдромом Дауна.
I
– уровень социальной приспособленности (мет. «Социограмма»)
II – уровень социально-бытовых навыков (мет. «Анкета для определения социально-бытовых навыков»)
III– уровень сформированности социальной адаптации (мет. «Карта наблюдений»)
1 – уровень сформированности представлений о себе
2 – уровень социально-бытового ориентирования
3 – уровень коммуникативности
IV– развитие уровня сформированности самообслуживания (мет. «Социограмма» и мет. «Карта наблюдений»)
V – уровень развития социальной адаптации в целом
На сравнительной диаграмме уровня развития социальной адаптации детей с синдромом Дауна (рис. 3.) мы видим, что уровень каждого из критериев вырос примерно на 2 %. Сопоставление результатов исследования показывает, что уровень социальной адаптации повысился после проведения коррекционно-развивающей работы. Низкий процент, по нашему предположению, связан с глубиной дефекта всех детей, отсутствием педагогической работы до начала нашего эксперимента, воспитанием в семь и не посещением дошкольных учреждений, изолированностью детей от общения со сверстниками.
Далее необходимо определить, является ли сдвиг показателей в каком-то одном направлении более интенсивным, чем в другом. Для этого нами был применен метод Т-критерия Вилкоксона.
Данный метод применим для одной группы для сравнения показателей помещенных в разные условия, а так же к показателям, измеряемым, по крайней мере, в шкале порядка и на выборке от 5 до 50 человек.
Т-критерий вычисляется по формуле 4:
Т = ∑(Rr), где (4)
Rr – ранговые значения сдвигов с более редким знаком.
Приведем пример вычисления Т-критерия для социальной адаптации в целом.
Таблица 8.
Вспомогательная таблица для вычисления Т-критерия по социальной адаптации
№ п/п |
Имя ребенка |
Социальная адаптация в целом |
Результат (после - до) |
Абсолютное значение разности |
Ранговый номер разности | |
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |||||
1. |
Никита |
46,8 |
49,5 |
2,7 |
2,7 |
4 |
2. |
Лиза |
59,9 |
64,4 |
4,5 |
4,5 |
6 |
3. |
Миша |
49 |
52,1 |
3,1 |
3,1 |
5 |
4. |
Даша |
52 |
53,7 |
1,7 |
1,7 |
3 |
5. |
Андрей |
55,8 |
57,3 |
1,5 |
1,5 |
2 |
6. |
Юля |
46,5 |
47,7 |
1,2 |
1,2 |
1 |
∑ |
21 |
Реализация серии развивающих игр и упражнений
Для преодоления агрессивности дошкольниками нами были подобраны развивающие игры и упражнения, которые мы проводили с дошкольниками в период с 1 октября по 30 ноября 2013 года. Игры и упражнения проводились в процессе самостоятельной деятельности воспитателя с детьми в первой половине дня. Мы прово ...
Экспрессивный и инструментальный факторы развития малой группы
В проблеме выделения основных факторов развития группы наиболее известен подход Б.Такмена. Им была предложена двухфакторная модель развития группы, предполагающая выделение двух основных сфер жизнедеятельности группы: деловой (инструментальной) и эмоциональной (экспрессивной). Согласно модели, в ка ...
Содержание
нравственного воспитания. Сущность нравственности личности
Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявля ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.