После теоретического анализ в процессе коррекционно-развивающей работы нами были выявлены особенности общения со взрослыми и сверстниками дошкольников с синдромом Дауна.
Несмотря на тяжесть интеллектуального дефекта, эмоциональная сфера остаётся практически сохранённой. Эмоции детей более сохранны, чем познавательная деятельность. Большинству из них доступны страх, радость, грусть. Но обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.
В личностном плане этим детям в большей степени свойственны внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У детей с синдромом Дауна повышенная внушаемость сочетается с негативизмом, неустойчивость в деятельности сочетается с большой инертностью, что затрудняет как общение со взрослыми, так и со сверстниками.
Общение ребенка с нормально развивающимися сверстниками затруднено: его не принимают в игру, так как он не умеет играть.
Им свойственны: эмоциональные отклонения (частая смена настроений); отсутствие инициативы и самостоятельности; дети с трудом переключаются на другую деятельность; охотно подражают другим; действуют по стереотипу, по заученным штампам; легко поддаются внушению, либо сопротивляются всему новому.
Далее нами были выявлены особенности самообслуживания детей с синдромом Дауна. У этих детей необходимо формировать все культурно-гигиенические навыки, так как самостоятельно они этого не произойдет. Необходимо последовательное ежедневное их закрепление в повседневных ситуациях, что бы они не выбивались из привычного ритма жизни.
У детей с синдромом Дауна возможно успешное формирование последовательно усложняющихся навыков: гигиена тела, пользование туалетом, приём пищи, правильное обращение с продуктами питания, их элементарной обработки, одевание и раздевание, обувание и снятие обуви, уход за одеждой и обувью, поддержка в помещении порядка, уборка за собой игрушек, уход за домашними животными.
В процессе исследования нами была разработана и апробирована коррекционно–развивающая программа по формированию социальной адаптации детей с синдромом Дауна. В процессе ее реализации нами проводились специальные занятия по социальному развитию и самообслуживанию, организовывались специальные игры.
Результатом апробации программы стало повышение уровня социальной адаптации у всей экспериментальной группы детей.
В процессе реализации программы нами разрабатывались методические рекомендации по формированию социальной адаптации у детей дошкольного возраста с синдромом Дауна, в которых раскрывались основные направления дальнейшей работы родителей, рекомендации по более продуктивных способах общения со своим ребенком. Эти рекомендации составлены с учетом уровня развития и возможностями каждого ребенка.
Проанализировав все вышеперечисленное, можно говорить о том, что все поставленные нами задачи были успешно выполнены.
Это подтверждает поставленную в начале исследования гипотезу, которая заключалась в том, что формирование компонентов социальной адаптации – самообслуживание, общение со взрослыми и общение со сверстниками, характерных для дошкольного возраста, у детей с синдромом Дауна происходит только при специальном обучении на занятиях по социальному развитию, при совместной деятельности педагогического состава и родителей, а так же при специальной организации свободной деятельности детей.
Следовательно, коррекционно-педагогическая проведена успешна и цель нашего исследования достигнута.
Проведенное исследование позволяет дать следующие рекомендации.
Умственно отсталых детей необходимо учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действие в соответствии с речевой инструкцией, состоящей из одного слова, обозначающего действие. При этом надо учить детей понимать цель действия; развивать у них действия хватания двумя руками, одной рукой; развивать внимание, фиксацию взгляда, прослеживание
взглядом перемещающегося предмета.
Кроме того, с этими детьми необходимо проводить физические упражнения, ориентированные на развитие всех основных движений, а также общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мыши спины, координацию движений, развитие равновесия.
При обучении детей основными методами являются совместные действия ребенка со взрослым, подражания действиям взрослого.
У группы детей младшего дошкольного возраста с нарушениями интеллекта необходимо формировать способы усвоения общественного омыта. Первым условием при этом является формирование сотрудничества ребенка со взрослым. Основой такого сотрудничества является, с одной стороны, эмоциональный контакт взрослого с ребенком, а с другой - правильное определение способа постановки перед ребенком образовательно-воспитательных задач. Важно сформировать у детей способность подражать действиям взрослого; умение понимать и использовать жестовую инструкцию и указательный жест; умение работать по образцу и по словесной инструкции.
Содержание лексической компетенции
Возникновение компетентностного подхода связано с исследованиями известного американского лингвиста Н. Хомского, который сформулировал понятие компетенции применительно к теории языка, а затем Р. Уайт наполняет категорию компетенции собственно личностными составляющими, включая мотивацию. В рамках ...
Воспитание ловкости
Среди физических способностей ловкость занимает особое положение в связи с многообразными взаимосвязями с остальными физическими способностями. Общепринятая формулировка говорит о том, что ловкость может определяться: во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстр ...
Творчество. Способность детей к творчеству
Творчество – это созидание, оно порождает новые материальные и духовные ценности. В нашей повседневности творчеством обычно называют, во-первых, деятельность в области искусства; во-вторых, конструирование, составление и реализацию новых проектов и в-третьих, научное познание, так сказать, созидани ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.