Конечно же, почти все родители показали, что они нуждаются в помощи не только материальной, но и в помощи педагогов специализированного дошкольного учреждения и, в частности, в помощи социального педагога.
Кроме социальных условий в семье были исследованы условия социального развития в специализированном дошкольном учреждении. В методическом кабинете, где сконцентрирован весь научно-методический потенциал данного учреждения, представлено мало литературы по социализации детей дошкольного возраста. В основном присутствует научно-методическая литература по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями слуха. Анализируя планы воспитательно-образовательного процесса воспитателей, можно отметить, что работа по воспитанию основ социального развития с детьми младшего возраста не планируется. Хотя возможности для социализации детей в дошкольном учреждении имеются. Педагоги проводят с детьми различные экскурсии, наблюдения, обучают игре, различным предметно-практическим видам деятельности.
На этапе констатирующего эксперимента применялся ещё один немаловажный метод исследования – наблюдение, который даёт основание утверждать, что культурно – гигиенические навыки и навыки самообслуживания у большей половины детей ещё не сформированы, культура общения, которая порождает неправильное поведение, оставляет желать лучшего результата.
Особо хочется подчеркнуть культуру поведения и общения воспитателей и няни данной группы: они всегда приходили опрятно и чисто одетыми, причёсанными, речь их была спокойна, богата мимикой и жестами с опорой на таблички со звуками.
Таким образом, можно сделать вывод, что для глухих детей младшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении имеются все условия для воспитания основ социального развития .
Так как до настоящего времени не разработаны специальные методики исследования уровня социального развития детей дошкольного возраста с нарушениями слуха, воспользуемся последовательностью обследования социального развития ребёнка, предложенной Николаевой Т.В. (Институт коррекционной педагогики РАО, Москва). Она предлагает выявление уровня социального развития проводить в процессе наблюдения за детьми. В ходе наблюдения выясняется и фиксируется следующее:
средства общения каждого ребёнка (экспрессивно-мимические, предметно-действенные, речевые средства общения);
желание и умение ребёнка устанавливать контакт с взрослыми и детьми;
особенности поведения и эмоционально-волевой сферы ребёнка;
уровень сформированности у ребёнка навыков самообслуживания.
Зная, что в игровой деятельности дети проявляют себя более активно, раскрепощённо, полноценно, наиболее ярко отражая окружающую действительность, совершенно обосновано нами самостоятельно были выбраны для наблюдения игровые задания в определённой последовательности по направлениям работы:
создание образа своего «Я»;
общение ребёнка со сверстниками;
общение ребёнка с взрослыми.
интеграция младшего дошкольника в социально-бытовые условия.
Перечень диагностических заданий.
I. Создание образа своего «Я».
1.Рассматривание фотографии членов семьи: Д/у «Назови и покажи членов семьи».
Цель: выявить умение фиксировать внимание на своём лице, называть своё имя, желание и умение устанавливать контакт с взрослыми.
Материал: фотография членов семьи.
2. Д/и «Составь целое».
Цель: выявить умение рассматривать свои части тела, ориентироваться на своем теле.
Материал: разрезные картинки.
3. Д/и «Оденем куклу на прогулку».
Цель: выявить умение детей подбирать и соотносить вещи кукол.
Материал: кукла, кукольная одежда.
4. Д/у «Водичка, водичка, умой мне личко».
Цель: определить уровень сформированности навыков самообслуживания, умение и желание устанавливать контакт со взрослыми и детьми, особенности поведения.
Материал: мыло, полотенце, тазик с водой.
5. Д/у «Кто быстрее соберёт игрушки».
Цель: выявить умение проявлять самостоятельность и активность, особенности поведения во взаимоотношениях детей.
II. Общение ребёнка со сверстниками.
1. Д/и «Узнай по фотографии».
Цель: выявить умение ребёнка соотносить внешность другого ребёнка с его фотографией, называть их имена, умение проявлять доброжелательное отношение к сверстникам.
Материал: фотографии детей данной группы.
2. Этюд «Катя плачет».
Цель: выявить умение определять эмоциональное состояние сверстников, оказывать утешительную помощь.
Материал: картинки с изображением различных эмоциональных состояний детей.
3. Игра парами «Прокати мяч друг другу».
Цель: выявить характер взаимоотношений детей.
Материал: мяч.
Определение социально зрелой семьи
1 этап. Каждая семья заполняет бланк №1 “Игровые роли”. Бланк №1. ИГРОВЫЕ РОЛИ 1. Муж Павлов Сергей Сергеев Михаил Иванович 2. Жена Семенова Катя Сергеева Анна Дмитриевна 3. Сын Степанов Сергеев Петр Михайлович 4. Дочь Даренко Оля Сергеева Анастасия Михайловна 5. Свекор (отец мужа) Осминин Роман Се ...
Специфика творческой
деятельности
Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Если мы взглянем н ...
Диагностическое изучение использования хакасских пословиц и поговорок в
образовательном процессе ДОУ
В соответствии с поставленными исследовательскими задачами экспериментальная работа проводилась на базе МБДОУ д/с «Радуга». В детском саду 6 групп (2 ясельные:1-я ясельная от 1,5 до 2,5 лет, 2-я ясельная от 2,5 до 3 лет; одна младшая от 3 до4 лет; одна средняя от 4 до 5 лет; две старшие от 5 до6 ле ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.