Настольные (настольно-печатные) игры предназначены как для индивидуальной, так и для групповой и коллективной работы. В этих играх нередко присутствует элемент соревнования. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Настольные игры чаще применяются на этапе закрепления и повторения изученного, для снятия напряжения после сложной учебной работы, в конце учебного года, когда интерес к учебе в результате утомления и усталости падает, во внеурочное время.
Приведем примеры некоторых настольных игр:
«Четвертый лишний». На доске или листе бумаги написаны названия (или нарисовано несколько предметов), например, сыроежка, лисичка, поганка, опёнок. Ученик должен назвать лишний предмет, объяснить свой выбор, дать обобщающий термин оставшимся словам.
«Парные картинки». Учащиеся среди различных картинок должны найти картинки с изображением растений, животных, относящихся к одному семейству, отряду, классу. Это игры типа «Где чей детеныш?», «С какого дерева лист?», «Где чей хвост?», «Вершки и корешки», «Во саду ли, в огороде?», «Найди родственников».
«Почта». Ученикам раздаются пустые конверты, покрытые прозрачной пленкой, и набор картинок. Нужно сгруппировать картинки по общему признаку, сложить их в конверт и подписать «адрес» (например, «Злаковые культуры»).
«Зоологическое или ботаническое лото». Большие карты разделены на квадраты (4–6), в которые вписаны слова. Их надо закрыть соответствующими маленькими квадратами с изображением растений или животных. Для сильных учеников вместо слов на больших картах написаны загадки.
Можно рекомендовать лото с изображением различных стадий развития насекомых (растений). Например, на большой карте наклеено изображение взрослого насекомого и оставлены 4 пустые клетки. На маленьких карточках нарисованы различные стадии развития насекомых. Вызванный ученик должен сложить их в нужной последовательности и рассказать о развитии насекомых. При коллективной работе вводится элемент соревнования – кто быстрее сложит.
«Узнай силуэт». Учащиеся должны определить по контуру животное (овощ, цветок, орган человека). Если игра покрыта пленкой, то можно и подписать. Удобно для этих целей использовать силуэты, вырезанные из пластиковых папок.
«Собери картинку». Составление разрезных картинок развивает аналитико-синтетическую деятельность, учит из отдельных частей составлять целое, узнавать целое по части, корригирует пространственную ориентировку.
«Где ошибся художник?» Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок и неточностей в демонстрируемом изображении. Это могут быть игры «Диковинное животное», «Тяни-Толкай», «Чудо-растение».
Комплексные занятия из нетрадиционного материала как средство развития у
детей чувств цвета
Ребенок должен иметь право, возможность самостоятельно выбирать изобразительный материал: цветные и простые карандаши, акварель, гуашь, пастель, тушь, уголь, сангину, цветные мелки, восковые свечи, пластилин, глина, ракушки, клей, гуашь в тюбиках, различный бросовый материал. Весь этот материал дол ...
Опытно-экспериментальная работа развития чувств цвета у детей старшей группы
Дошкольный возраст – это сензитивный период для развития у детей продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация и конструирование. В них ребенок может выразить свое отношение к окружающему миру, развить творческие способности, а также устную речь и логическое мышление. Детское изобразитель ...
Владение учащимися 3 класса умением определять в творческой работе
достоинства и недостатки
С целью проверки гипотезы была проведена опытно – экспериментальная работа, которая включает в себя: констатирующий, формирующий и контрольный этапы. Опытно – экспериментальная работа проводилась в 3 «А» (контрольная группа) и 3 «Б» (экспериментальная группа) классах ГОУ СОШ № 301 Фрунзенского райо ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.