Основным положением дидактической системы К. Д. Ушинского являлось утверждение о том, что учение – есть труд. И труд тяжелый. Причем, при обучении одинаково трудятся и учитель и ученики. Поэтому, для того чтобы формировать потребность в творчестве у детей, необходимо чтобы учитель был творческой личностью. Проблему развития творчества педагога рассматриваем как значимую и актуальную, еще исходя из других оснований, таких как: обеспечить полноценный педагогический процесс, который должен быть направлен на развитие личности ребенка, невозможно, действуя по инструкции, указаниям и образцу.
Педагогическая деятельность по существу своему является деятельностью творческой.
Еще относительно недавно деятельность в педагогической сфере мало оценивалась, как творчество. И лишь с 50-х годов, в первую очередь благодаря исследованиям советского психолога Б. М. Теплова, появилось более широкое толкование творчества, им показано, что деятельность педагога – это сложный процесс, требующий не только глубоких знаний, устойчивых педагогических навыков и умений, высокого уровня педагогического мастерства, общей культуры, наличие специфических личностных качеств, но и значительной доли творчества. Деятельность педагога, при всей ее внешней простоте и кажущейся доступности для любого можно сравнить с айсбергом, у которого над водой высится лишь вершина, а основная часть недоступна прямому наблюдению. Педагогическая деятельность всегда направлена на решение той или иной задачи, она основана на одновременном учете множества факторов (индивидуальных особенностей конкретных детей, их состояния в момент взаимодействия с педагогом, степени организованности и построения детского коллектива, текущих и перспективных педагогических целей и т. п.). Если же учесть, что у педагога нет времени даже на размышление (ребенок совершил поступок, который требует немедленной реакции), а последствия «неправильного» действия могут быть самыми печальными (например, глубокая психологическая травма), то ясно, что педагогический процесс затребует от личности педагога способностей к игровому, научному, техническому, художественному творчеству, так как деятельность учителя, как и творчество, является живым динамичным процессом.
Из всего вышесказанного можно заключить, что полноценное протекание педагогического процесса затребует инициативную, самостоятельную, творческую личность педагога.
Сегодня стала банальной мысль о том, что личность может воспитать только творческая личность. Однако несмотря на свою тривиальность, эта идея не утратила своего смысла и ценности.
Нужно учитывать и то, что повышаются требования родителей к личностным качествам учителя, - с одной стороны, и требования администрации к профессиональному уровню учителя, с другой. При чем, именно у учителя появилась возможность для реализации своих способностей своего творческого потенциала. Еще несколько лет назад об этом не было и речи.
Отсюда возникает необходимость определять, какими качествами может обладать творческая личность.
Советский философ А. Н. Лук, хотя и не дал определения понятия «творческая личность», однако широко использовал понятие и выделил следующие черты творческой личности:
Готовность к риску. Она вытекает из того, что человек, имеющий много идей, доложен иметь смелость высказывать их вслух. Но будучи склонен к широким обобщениям и к принятию решений в условиях неполной информации, он больше подвержен риску ошибиться.
Импульсивность, порывистость, независимость мнений и оценок.
Склонность к игре, человек ценит юмор и восприимчив к смешному. «Чувство юмора сочетается с одним существенно важным свойством личности. Раскованность мышления, легкость ассоциирования, безбоязненная игра идеями".
Внутренняя раскрепощенность, без которой не может быть творчества.
Способность перешагнуть через привычные рамки, «ограничивающие горизонт мышления».
Еще одно отличительное качество творческой личности – оригинальность, но без вычурности, без стремления подчеркнуть свою необходимость.
Упорство, настойчивость, целенаправленность, без которых немыслимы творческие достижения.
«Творчески мыслящий человек отличается взыскательностью… он не довольствуется приблизительными сведениями, смутным пересказом из третьих рук, а стремится уточнить, добраться до первоисточников, выяснить мнения специалистов… Проявляет критичность, даже придирчивость и скептицизм, если сообщаемая ему информация содержит противоречия, логические неувязки и натяжки».
Смелость ума и духа. Это качество, по мнению А. Н. Лука, более важно, чем другие, потому что никакие способности без этого качества не приведут подлинно «творческим взлетам».
Психолого-педагогические особенности развития интеллектуальных способностей
детей
Интеллект (от латинского слова intellectus – разумение, понимание, постижение) в психологической науке рассматривается как «относительно устойчивая структура умственных способностей индивида». В психологической науке выделяют ряд теоретических подходов к трактовке природы интеллекта, одним из них я ...
Демонстрация наглядных пособий при изучении темы "Современные
средства связи и оргтехника"
Под наглядным методом обучения понимаются такие методы обучения, при которых усвоение учащимися знаний находятся в существенной зависимости от применяемого в процессе обучения наглядного пособия или технического средства. Наглядные меч оды обучения используются во взаимной связи со словесными и пра ...
Организация работы по формированию у младших школьников умения оценивать
творческие работы
В ходе формирующего эксперимента было выделено два этапа: подготовительный и основной. Подготовительный этап предполагал овладение учащимися содержанием оценочной деятельности в процессе работы над сочинением и изложением и включал: 1) ознакомление учащихся с содержанием оценочной деятельности (кри ...
Современное общество заинтересовано сохранить и улучшить здоровье человека. Эта проблема является одной из главных.